Круглый стол «Прогнозы 2009». Третья серия

 

Дата записи: 14.02.09. Размер: 61,2 Мб. Время: 18 минут 54 секунды.

Наталья Передельская (директор по маркетингу, «Пактор»): Ну, мы еще одежду не затронули из наших-то всеобщих потребностей. У нас прогноз осторожно-оптимистичный, потому что все будет хорошо. Осторожный, потому что план на этот год следующий: сохранить обороты 2008 года в евро, сохранить все магазины, сохранить весь коллектив, т. е. у нас на сегодняшний момент не уволено ни одного сотрудника, у нас не снижена ни одна рублевая зарплата, у нас не изменены пока параметры соотношения постоянной и переменной части сотрудников (линейные, да, они наиболее интересные). С точки зрения стратегии поведения во время кризиса у нас опыт есть, и я сейчас вижу ваши прогнозы про 50 рублей за доллар. Вспомним, конец августа — начало сентября 1998 года все так же сидели и обсуждали, что к декабрю уж точно будет 50 рублей за доллар. Но 50 не было, было 25 и вот как-то, повышение, если вы помните было с 6 до 25. С другой стороны мы были единственные в этом кризисе, другой мир жил хорошо и здорово, а сейчас немножко другая ситуация.

Хотя по нашим поставщикам западно-европейским я бы не сказала, что там какой-то глубокий, серьезный кризис, и что там не хватает оборотных средств, и падает производство — нет, у наших такого не происходит. Наверное, на сегодняшний день, если бы не слушали радио, не смотрели телевизор, мы бы в «Пакторе», внутри про кризис тоже ничего не знали, потому что до сегодняшнего дня ни обороты, ни посещаемость у нас не упали (в рублях).

Я на самом деле понимаю, почему вчера Ксения (Рясова) так агрессивно выступала, что мы все врем. У нее монобренд, им гораздо сложнее находиться в этой кризисной ситуации и монобрендовая одежда всегда будет страдать первой. Будет страдать дешевая одежда, совсем дешевая, потому что человек, который привык покупать недорогие вещи ему проще психологически не купить новый свитер, не купить новые ботинки. Человек, который привык ходить в хорошей обуви, он физически не сможет купить более дешевую. Он сэкономит на чем-то еще, но ноги свои беречь будет. От этого никуда не денешься, это физиология, это здоровье.

Реплика: Он на пармезане сэкономит.

Наталья Передельская: Совершенно верно. Он сэкономит на ресторане, народ сейчас потихонечку проседает в области общественного питания. Человек понимает, что гораздо проще те же самые спагетти сварить дома с женой и получить не меньшее удовольствие, чем в ресторане. И еще посуды докупить, а уж тем более новое платье для жены — и катарсис.

Мы немножко циничнее сократили заказ осенней коллекции, потому что сейчас февраль, осень, не потому что мы боимся, что не продадим, мы точно знаем, что часть оптовиков, особенно московских, особенно тех, кто закупает в Европе на регионы, они не смогут в августе выкупить свои коллекции. И соответственно наши любимые производители будут бегать за нами же, и отдавать не распроданные, не выкупленные коллекции за бесценок. Мы это знаем, мы это проходили в 1998 году. Это точно будет так, поэтому мы сократили свой официальный заказ с планами, что мы докупим потом по очень выгодным ценам, то чего нам не хватит на эту осень.

Весна у нас выкуплена полностью, соответственно мы имеем возможность играть рублевой ценой. Пока мы выставили новую коллекцию по курсу 45 за евро, который был, дальше будем смотреть.

Честно говоря, мы опасались, что внешняя разница между ценами старой коллекции, когда евро был 34-35 рублей, будет бросаться в глаза — нет. Психологически покупатели воспринимают это нормально, то есть им не страшно. Это самое главное. Это значит, люди будут способны приходить покупать, не будет страха. Соответственно будем смотреть на спрос, закупив коллекцию полностью, она уже наша собственность, у нас нет кредитных обязательств, мы никому ничего не должны, мы можем скидками регулировать спрос, проведением акций, дополнительных скидок. Так очень осторожно, но оптимистично смотрим в будущее.

Реплика: Внутренние расчеты в рублях или долларах?

Наталья Передельская: Рубли и евро. Базовая валюта — евро. От доллара мы давно отказались — у нас Европа. С другой стороны затраты внутренние — они рублевые. Рекламные затраты не выросли в этом году. Я надеюсь, что при сохранении объемов прошлого года нам удастся снизить цены.

С арендой у нас немножко проще, у нас часть магазинов в собственности, часть — по нормальным арендным ценам, даже не буду называть какие, чтобы никто не завидовал.

От хорошей качественной одежды привыкший человек уже не откажется. Он купит, может быть, не два костюма, а один, не три рубашки, а две, но он купит, ни куда не денется.

Алексей Бобров (генеральный директор, «Лента»): Безусловно какой-то общий тренд и желание покупать какие-то товары менее дорогие, конечно же присутствует. Перед новым годом это чувствовалось меньше, потому что покупатель был готов купить для праздника, сейчас он чувствуется гораздо больше. Он происходит симметрично. Часто слышу от покупателей, что исчезают с полок продукты (пармезан еще не исчез). Какие-то шампанские за 2000 рублей, дорогие коньяки — мы их осознано выводим, потому что оборачиваемость, которую мы по ним видим, она нас не устраивает.

Мне очень понравилось выступление Александра по поводу того, что вы опираетесь на еще не сокращенный персонал, весь ваш прогноз строится на не сокращенном персонале. Я с этим соглашусь, в достаточно большой степени, не «Бизнес FM» самое страшное радио в этой стране, но люди объективно, стратегия многих — это сохранить большую часть персонала, стараются не сокращать базовую оплату в рублях. Да, мы в некоторой степени изменили систему премирования, но базовая часть в рублях у людей осталась. И объективно, макроэкономические законы говорят, что люди должны больше сберегать, но этот процесс не такой быстрый, сейчас он еще не наступил. Конечно, по поводу душевых кабин с телевизором я не знаю, но люди не урезали свою потребительскую продовольственную корзину. Они не отказались от колбасы, они все равно ее покупают, они не отказались от вина, оно продается. Они не перешли на пиво или на русские настойки, нет. Люди покупают вино в практически прежних объемах.

То есть в продовольствии глобального съеживания спроса мы пока не видим.

Сергей Белец (генеральный директор, краснодарский и волгоградский филиал, ТД «Корсо-Эксперт»): У меня чувствуется сокращение спроса. Есть, например, стиральные машинки — в прошлом году начали продаваться Samsung, покупатель начал уходить от продукции «Мерлион», которая самая недорогая. А сейчас обратно к ней возвращается, как и к холодильникам белого цвета, а не металлик. И вытяжки с встроенным телевизором не продаются больше (смеется).

Вадим Яроцкий (генеральный директор, «Позитроника»): Чтобы не повторяться, скажу только самое для нас важное. Мы для себя решили все прогнозы помножить на ноль, хотя, конечно не совсем, ведь курс доллара важен. Компания сейчас готова практически к любому развитию событий, и мы ее к этому ведем. Не важно, будет курс 50, 70 или 100, В любом случае она должна быть более поворотливой, чем раньше и более эффективной.

Мы для себя решили, что год вообще ничего не решает в жизни. Ведь все пережили кризис 1998 года. Спрос будет. Мы даже готовы к некоторым убыткам, чтобы остаться на рынке. Сейчас стараемся быстрее приспособиться к любым поворотам судьбы. Естественно это все упирается в товарную матрицу, убиранию с полок низко оборачиваемых продуктов.

Но есть несколько парадоксов. Например, ноутбуки Sony очень дорогие. По ним сейчас дефицит, не смотря на то, что мы дорого их продаем. А увольняемые сотрудники, уходя, покупают у нас дорогую техники. Из-за этого мы чувствуем небольшой подъем.

По поводу сбережений и структуры потребления. Мой сосед справа – Игорь Васюков правильно сказал, макроэкономика это хорошо, но она меряет совокупные расходы или затраты потребителя. Если стали меньше покупать дорогой недвижимости, то это хорошо для всех, потому что она подешевеет. А структура потребления продуктов видимо изменится в минимальном проценте. Хотя бы потому, что это базовые потребности.

Электроника находится где-то посередине потребительской пирамиды, потому что есть действительно необходимые товары. Например, телевизор в нашей стране это базовая потребность. А вот без GPS-навигатора прожить можно, часто толку от него никакого.

Последнее время я много стал общаться с банкирами, и с людьми, которые напрямую приходят и предлагают свой бизнес. Причем, по моему опыту, цена с лета по одной сделке упала в 8 раз, а по другой может упасть на порядок. И мы будем рассматривать варианты поглощения бизнесов. Но это будет выбор в пользу удачного места, а не бизнеса. Раньше мы шли путем открытия новых собственных магазинов, и это оказывалось выгодным. Сейчас гораздо дешевле покупать готовые «кусты» с хорошим персоналом, оборудованием и даже товаром на полках. При этом, не скрою, что мы будем цинично подходить к оценке стоимости этих компаний. Потому что я считаю, что неэффективный собственник, если он плохо управляет бизнесом, должен за это заплатить.

Я представляю сеть «Позитроника», это 170 магазинов, но на базе дистрибьютора. Как правило, мы работаем с дилерами и кредитуем их. Поэтому, если дилер не может расплатиться с компанией, то мы всегда рассмотрим возможность зачесть эти деньги какими-то другими активами.

Тенденция, что можно не заниматься бизнесом, а просто что-то купить и подождать, привела к тому, что люди понабирали кредитов, которые теперь отдавать нечем. К сожалению, многие реальные бизнесмены почему-то заигрались в эти игры.

Я думаю, что в 2009 году будет некое очищение, и наступит реальное понимание, что бизнес должен зарабатывать на эффективной схеме купил-продал.

Алексей Иовлев (исполнительный директор, «Метрика»): Чаще всего здесь я слышал о необходимости убрать слабо оборачиваемые товары с полки. Но это не всегда правильно. В нашем бизнесе, если я их уберу, то это будет конец. Весь наш бизнес строится на таких товарах. Чтобы человек пришел ко мне покупать обои, я должен держать этих обоев 500 видов, хотя он возьмет 10, и я знаю каких.

Наша задача на этот год в том, чтобы ни в коем случае слабо оборачиваемые товары не пропали с полок. И это проблема, потому что четверть поставщиков уже не в состоянии держать матрицу. И наша задача на рынке их найти. Так что, если у кого есть – давайте.

Сергей Белец: У нас такая же история. По поводу микроволновок, например. Человек придет и купит LG 1724, но для этого нужно поставить их на полку 80 штук. Уже подмывает поехать в Китай и заказать муляжи, потому что ну зачем столько?

Михаил Иващенко (генеральный директор, «Компьютер-Центр «Кей»): Что касается нашей темы, то за год в среднем у некоторых вендоров могут 4 раза выйти новинки. Это, наверное, еще быстрее, чем в одежде. Поэтому поддержать ассортимент гигантская проблема. Но если будет платежеспособный спрос – поддержим.

Сергей Белец: Еще может быть платежеспособное предложение от вендоров. Мы так и говорим, если вы для нас не можете сделать покупателей, то…

Михаил Иващенко: то дайте демо-образцы. И плата за полки идет именно демо-образцами.

Участники круглого стола:
Даниил Сомов, ИД Retailer; Алексей Бобров, "Лента"; Михаил Кокорич, "Чудодом"; Вадим Яроцкий, "Позитроника"; Сергей Николаев, "Унция"; Игорь Васюков, "Посуда Центр"; Сергей Белец, ТД "Эксперт"; Алексей Иовлев, "Метрика"; Михаил Иващенко, Компьютер-центр "Кей"; Наталья Передельская, "Пактор"; Александр Некипелов, "Бельпостель"; Георгий Николайчик, "Буду мамой".

Круглый стол «Прогнозы 2009». Первая серия
Круглый стол «Прогнозы 2009». Вторая серия

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar