Круглый стол "Прогнозы 2009". Вторая серия

Дата записи: 14.02.09. Размер: 68,7 Мб. Время: 24 минуты 26 секунд.

Михаил Иващенко (генеральный директор сети, «Компьютер-центр «Кей»): Если посмотреть капитализацию торговых фирм, тех кто вышел на IPO, среднее снижение на порядок отличается от того, что было.

Михаил Кокорич (генеральный директор, совладелец, основатель, "Чудодом"): Снижение было у всех.

Михаил Иващенко: Оно сильнее, чем по индексу РТС в целом.

Михаил Кокорич: Но меньше, чем у аналитических компаний.

Игорь Васюков (исполнительный директор, "Посуда центр"): Думаю сегодня большинство компаний смотрят в свой "кэш флор", нежели в капитализацию. Наверное сегодня это в меньшей степени актуально. Главное не стать банкротом завтра, а сколько ты будешь при этом стоить — уже не важно.

Михаил Иващенко: Совершенно верно. Неважно сколько ты будешь стоить, но не тогда, когда идут сделки слияния и поглощения.

Потому что, допустим, если я буду вас покупать, то буду смотреть вашу прибылью. Если на облигациях «Газпрома» можно сейчас зарабатывать 12% годовых в долларах, а вы даете прибыли меньше, то зачем вас покупать.

Игорь Васюков: Не надо нас покупать. Желающих много.

Сергей Белец (генеральный директор краснодарского и волгоградского филиалов, ТД «Корсо-Эксперт»):
Облигации «Газпрома» могут закончиться, а посуда продается и продается.

Игорь Васюков: У нас показатель на январь к прошлому году 12%. Но я все в рублях, конечно, говорю.

Михаил Иващенко: Это точка на точку?

Игорь Васюков: Нет. Точка на точку — в разных регионах разные. В Тюмени, допустим, плюс 50%. А рядом с IKEA меньше. Многое зависит от региона. В Тюмени пока хорошо, видимо кризис ходит вокруг Тюмени, туда еще не дошел.

Михаил Иващенко: Еще очень большой вопрос вашей доли рынка.

Игорь Васюков: Смотря где. В Новосибирске, например, 30%. Я готов показать вам все финансовые данные, готовьте деньги (смеется).

Сергей Белец: Предлагаю публиковать все данные на сайте www.Retailer.RU.

Михаил Иващенко: Давайте послушаем продуктовые сети. Очень интересно что мы кушать будем.

Алексей Бобров (генеральный директор, "Лента"): Я даже не знаю, стоит ли мне вступать в дискуссию. У нас немного другие проблемы, другого масштаба и характера.

Для продовольствия кризис безусловно существует, но не в такой степени как для не продовольственной розницы. Мы чувствуем это по себе, так как продаем и не продовольственные товары.

По поводу макроэкономики не буду ничего предполагать. Не знаю, есть ли сейчас в мире или в стране люди, которые вообще что-то могут сказать. Хотя некоторые экономисты называют конкретные дни, месяцы и годы. Я не обладаю такими знаниями, чтобы подтвердить или опровергнуть экономические прогнозы.

Что касается России, то я думаю, что пока курсы валют спекулятивные, отражают просто игру на рынке. К золотовалютным резервам и экспорту имеет отношение второстепенное. Потому что тот объем денег, который вращается на рынке, именно спекулятивного характера.

Поэтому наша компания основные прогнозы строит в рублях. Но безусловно не забываем про курс доллара, потому что у нас есть часть валютных заимствований. Что касается кредитов, то у нас есть возможность их получать. Причем она обусловлена нормальными рабочими отношениями с банками. К сожалению, сейчас ставки не очень гуманные.

На 2009 год мы запланировали рост 28% в рублях. Для нас это мало, потому что в прошлом году рост был 50%. По магазинам Like for like могу сказать, что декабрь +17%, январь +10%. Это именно магазины Like for like, которые существуют давно.

Я знаю есть много разных методик расчета Like for like, и с удовольствием послушал бы другие мнения. Потому что то, что я вижу в отчетности всех продовольственных ритейлеров, все считают по разному. Кто-то берет магазины открытые год назад или полтора года назад, и т.д. То есть. это очень «творческий» показатель.

Что касается разницы по Санкт-Петербургу и регионам. Всего у нас 34 магазина. Из них 14 в Санкт-Петербурге, два на Северо-Западе (Петрозаводск и Великий Новгород), остальные в других регионах. Мы имели буквально старые магазины, которые были открыты очень давно, если кто помнит, "Лента" на Савушкина, на проспекте Энергетиков. Вот по ним мы имели действительно отрицательный Like for like. И то, к концу года, за счет операционных изменений стали этот показатель нагонять. На 2009 год в рублях мы все равно планируем, что он не должен быть отрицательным. В худшем случае, продажи должны быть равны прошлому году.

Если говорить о регионах, то ситуация везде разная. Действительно есть такие города как Тюмень, Новосибирск, Омск, где показатель Like for like до 50%. А в таких городах как Тольятти, не все так хорошо. Потому что большая часть населения, это работники заводов, которых сокращают. Даже Нижний Новгород, который миллионник и считается, что у населения там хорошие доходы, и то не блещет показателями.

В этом году мы запланировали долю непродовольственных товаров меньше, чем в прошлом году. Валовую маржу также запланировали меньше, чем в прошлом году. Видим, что идет изменение спроса. Будем менять ассортиментную матрицу, уменьшать долю компьютеров, например. Будем переходить больше в бытовую технику, товары для дома, посуду, полотенца, халаты и все остальное.

Сергей Белец: Звучит угрожающе.

Алексей Бобров: Ну, мы все равно не сможем конкурировать со специальными сетями. Мы, дай бог, для себя немного увеличим продажи в этом сегменте.

Мы для себя считаем, что самое главное это спрос. Стараемся всячески его стимулировать. Видим, что средний чек, к сожалению, даже в рублях не растет. Показатели Like for like этого января абсолютно идентичны показателям прошлого года. Количество покупателей растет и количество чеков тоже.

Это наша ситуация. Я надеюсь, что для "Ленты" это влияние не будет столь сильным и разрушительным, потому что наши магазины всегда были экономичными гипермаркетами. Наши покупатели, которые за последние годы успели переключиться на более дорогие магазины, сейчас возвращаются.

Сергей Белец: По поводу 2009 года мы уже достаточно много и серьезно говорим. На самом деле, наши заседания мне временами кое что напоминают. Был такой замечательный писатель Николай Носов, "Незнайка на Луне". Вот там собирались постоянные бредламы, на которых обсуждались вопросы, как бы сделать так, чтобы не платить людям деньги, а они при этом побольше всего покупали. Эта задача никогда особого решения не имела. Если ты платишь людям немного денег, то они немного покупают. К сожалению, все так и выглядит.

Сейчас есть несколько непредсказуемостей, потому что многое зависит от поведения правительства, которое непредсказуемо. По крайней мере в той теме, которой я занимаюсь. Потому что у нас весь товар в основном импортный, но он закупается в России. И производители ценник постепенно повышают на него, подравнивая под курс доллара и евро. То есть убытки несут они, а не мы. И до тех пор, пока происходит достаточно бодрая девальвация, достаточно сложно получить нормальный рублевый кредит. А количество долларовых кредитов мы пока сокращаем, потому что долларовую рентабельность необходимо поддерживать, тут больше нюансов и требуется более нишевая работа в этом случае. Потому что нишевые товары более маржинальные, а нашу сеть мы всегда рассматривали как магазины, которые умеют предлагать товары и нишевые, и повседневного широкого спроса.

Что интересного в тенденциях 2009 года. Две наши самые существенные статьи: персонал и аренда. Цена на них сокращается. В этой части наши издержки сокращались даже быстрее спроса.

Что касается нашего рынка, есть еще сезонность. Спрос стихает к августу, потом начинает снова расти, и в декабре-январе идут основные продажные месяцы. Я думаю, что в 2009 году мы не планируем серьезного всплеска на декабрь-январь. Я управляю южным подразделением. У меня есть другая фишка — климатическая техника. По ней я падения спроса не ожидаю. На самом деле мы уже в феврале провели акцию по климатической техники и собрали колоссальные деньги, предложив оконный кондиционер за 3 000 руб. В результате люди, видя скидки на климатическую технику, покупают и ЖК-телевизоры. Это Юг, и климатическая техника — на третьем месте после холодильника и телевизора.

Еще по Югу интересен летний туризм. Тут все очень сильно зависит от того, когда курс доллара станет 50 рублей. Потому что отели в Геленджике и Анапе в рублях, конечно, дешеветь не собираются. Но государство может их заставить подешеветь в долларе, и в этом случае наконец эти города будут конкурентоспособными по сравнению с Турцией и Египтом. Возможно сформируется какой-то туристический поток, хотя я с трудом в это верю. Туристический поток, как правило, генерирует спрос на мелкую бытовую технику и посуду, которая тоже у нас есть.

Еще одна немаловажная тема, которая интересна Краснодарскому краю — это Сочинский проект. Но в связи с тем, что там управление со стороны наемных чиновников вынуждает государство менять этих чиновников раз в два месяца. Потому что люди научились делить не заработанные деньги еще раньше, чем такая статья в бюджете появляется. Я думаю, что сейчас подходы к этому проекту со всех сторон огородят "колючей проволокой". И после этого там что-то начнется. Краснодарский край уже не рассчитывает на деньги. Они будут отслаиваться напрямую из Москвы. По другому, видимо, никак. Потому что местные чиновники отличились взяткоемкостью.

Также есть тенденция, о которой я вчера говорил, по Северному Кавказу, также по этому поводу вчера сказал Михаил Хазин — что у него уже есть данные, что Северный Кавказ не дополучает денег из бюджета, причем в больших объемах. Это как раз тенденция пугающая. Потому что там тяжело населению будет без бюджетных средств. Ничего такого там. Завод металлов, из которого во время войны солдаты иран вывозили, сейчас естественно не работает, потому что кому он там нужен? А больше промышленности никакой нет. Соответственно в 2009 году по Северному Кавказу мы ожидаем падение достаточно серьезное, кроме военных городов.

Вот, например, в Нальчике я договорился об аренде в ноль рублей. Там такой хозяин помещения, который сказал: "Я же не хочу чтобы ты разорился. Когда, говоришь, у тебя все плохо будет? До мая? Ну давай до мая ничего не будешь платить". А у него итак все хорошо, он может себе это позволить. Глядишь и выживем с такими людьми.

Алексей Иовлев (исполнительный директор, "Метрика"): Хотел бы поделиться своим оптимистическим взглядом на 2009 год. Как уже говорили в прогнозах с одной стороны динамика рынка, с другой динамика конкурентов. О нашем рынке могу сказать, что по началу, по наивности, мы думали что в строительные гипермаркеты ходят люди, которые что-то строят. Но посчитав количество чеков, становится понятно, что это невозможно. Потому что полмиллиона ремонтов в месяц город Санкт-Петербург не в состоянии осилить. Разобравшись в этом вопросе, мы поняли, что стоим на удовлетворении двух базовых потребностях, в нашем бизнесе это практически 50 на 50: рынок проектных работ (где люди действительно что-то ремонтируют и строят, в течение нескольких месяцев). Количество вновь начинаемых проектов на этом рынке с осени начало падать, и продолжало падать достаточно равномерно без каких-то подломов, до января 2009 года. Падение составило 20%. С февраля пошел рост.

То, что есть люди, которые начинают строительные проекты, это говорит об ожиданиях, готовности вести длительные по времени проекты. Также это говорит о клиентских ожиданиях на среднесрочную перспективу. Наши графики продаж в этой категории очень плавные и консервативные. Мы видим, что люди продолжают начинать ремонты.

Вторая клиентская группа — это разовые покупки, необязательно импульсные, но не связанные ни с какими проектами. Здесь мы во многом конкурировали с продуктовыми супермаркетами. Не смотря на то, что продуктовый супермаркет в состоянии любую позицию группы А прокачать и сделать цену ниже, модель поведения остается следующей: не смотря на то, что допустим дрель, будет в продуктовом супермаркете дешевле, людям по прежнему неприятно положить в одну тележку с колбасой люстру. То есть купить товар повседневного спроса и позаботиться о доме оказывается некомфортным. Поэтому в модели ежедневного шоппинга у покупателя присутствует задача поехать куда-то еще и купить что-нибудь для дома. Это не связано ни с какими ремонтными работами, и на этом строится половина нашего бизнеса. Кривая этих продаж более бугристая, эмоциональная. В этом сегменте я ждал существенного изменения структуры спроса. Но этого не произошло. Немного начинает проигрывать Low end, не смотря на прогнозы.

Я все ждал, когда люди перестанут покупать ненужные вещи. Пока не удалось дождаться. По прежнему покупают те же самые кабины с радио и телевидением. Но рублевая масса в этом секторе тоже падает, падает объем денег, которые люди тратят на ненужные вещи, но не структура спроса.

Моя гипотеза такова, что наш бизнес строится на еще не уволенных людях. Те, кто не прошел через увольнение, их модель поведения консервативна, и серьезно не изменилась.
А те, кого уволили, как-то жизнь переосмысливают и начинают вести себя по другому.

Слышно по продуктовой рознице то, что в ценовых сегментах там есть большая динамика. Но одно дело, когда человек, наслушавшись страшного по «Бизнес FM», вместо пармезана купил костромской. Но другое дело, когда этот человек собирается менять себе смеситель. Он не делает выбор в пользу китайской продукции за 150 рублей. Потому что среднесрочное ожидание по индексу на смесителях у неуволенных людей достаточно хорошие.

Участники круглого стола:
Даниил Сомов, ИД Retailer; Алексей Бобров, "Лента"; Михаил Кокорич, "Чудодом"; Вадим Яроцкий, "Позитроника"; Сергей Николаев, "Унция"; Игорь Васюков, "Посуда Центр"; Сергей Белец, ТД "Эксперт"; Алексей Иовлев, "Метрика"; Михаил Иващенко, Компьютер-центр "Кей"; Наталья Передельская, "Пактор"; Александр Некипелов, "Бельпостель"; Георгий Николайчик, "Буду мамой".

Круглый стол «Прогнозы 2009». Первая серия
Круглый стол «Прогнозы 2009». Третья серия

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar