Круглый стол "Предварительные итоги 2008 года". Третья серия

Дата записи: 13.02.09. Размер: 64,9 Мб. Время: 19 минут 44 секунды

Александр Некипелов (генеральный директор, "Бельпостель"): Все говорят — кризис. В нашем сегменте постельных принадлежностей (подушки, одеяла, полотенца) сложно разрушить то, чего не было. Среднее потребление нашей продукции россиянина в год, по ценам на сентябрь 2008 года, составило 15$. Для сравнения: у китайцев — 40$, у американцев — 100$ в год, а у европейцев это примерно 100 евро.
Поэтому кризис на нашем сегменте не отразился. Хотя произошло небольшое перераспределение. Российские производители дешевых комплектов постельного белья ушли с рынка. Это произошло за счет того, что хлопок тоже долларовый товар. Так что сегмент освобождается и расширяется.

В торговлю стали приходить действительно вменяемые люди

Наша компания, изначально занимала сегмент middle, middle +, в нынешней ситуации оказалась даже немного выше, а в Москве даже и люкс. Так как мы заказы на производство размещаем по всему миру, прирост в долларах составил 60% за прошедший год. В январе 2009 года прирост составил 40%. В связи с этим к кризису я отношусь с большим оптимизмом.

Радует, что с арендодателями мы действительно поменялись местами, и можно диктовать свои условия. Переговорный процесс в этом направлении наша компания начала вести еще в октябре 2008 года, а к концу года все депозиты по Москве были переведены в качестве арендной платы. Для нашей сети по Москве это составило порядка $1,1 млн. Арендные ставки нам удалось снизить на 35-40%.

Радует, что в торговлю стали приходить действительно вменяемые люди. Очень долго большой проблемой был линейный персонал, это продавцы, грузчики, водители, и т.д. Последние два года наша компания сталкивалась с дефицитом персонала зимой до 18%, а летом до 30%. Сейчас стали приходить люди с пониманием, с желанием работать и зарабатывать. Это тоже привело к росту продаж.

Владислав Егоров (председатель совета директоров, АБК): Несколько слов о результатах нашей работы за прошлый год. Я бы оценил их как не очень удачные, потому что весь прошлый год наша компания плохо развивалась. Хотя, конечно, как уже многие здесь говорили, кризис явился неким положительным моментом, особенно в отношениях с арендодателями. Также уходят проблемы с персоналом, который становился все более избалованным. Это мешало развиваться. В прошлом году мы выросли всего лишь на 10% по количеству магазинов, хотя обычно за год мы вырастаем на 30%. В обороте прибавили 30% вместо 50%.

То, что произошел кризис, это как когда долго-долго ухудшается состояние больного, так и в бизнесе — несколько лет ухудшалось состояние многих сегментов, кроме нефти. Хотя всем казалось, что есть рост и все "в шоколаде".

Конечно, не смотря на то, что кризису мы отчасти рады, он создает и проблемы. АБК также стала сокращать издержки: включили механизмы арендных платежей, скорректировали фонд заработных плат.

Итоги в каком-то плане бессмысленны. Потому что вначале был рост, потом все разрушилось и пошло непонятно пока куда. Поэтому чего мы добились в прошлом году непонятно

В нашей сети уже к концу 2008 года наметилось снижение оборота. Насколько я знаю от своих коллег из "Союза независимых сетей России", в регионах действительно дела обстоят хуже. Москва достаточно богатый город и ему легче переносить все кризисные процессы, по крайней мере на первом этапе.

В целом, я думаю, если раньше оценивались результаты бизнеса с точки зрения продолжения некоего развития, то итоги 2008 года в таком направлении оценивать нельзя. Итоги в каком-то плане бессмысленны. Потому что вначале был рост, потом все разрушилось и пошло непонятно пока куда. Поэтому чего мы добились в прошлом году непонятно.

Приведу пример. К нам обращаются многие консалтинговые компании, которые помогают небольшим предприятиям продать свой бизнес, с предложением купить маленькие сети — четыре-пять магазинов. Эти компании представляют интересы хозяина бизнеса, поэтому коммерческое предложение расписывают достаточно симпатично, дают какие-то неплохие цифры. Цена за эти предприятия небольшая, вполне разумные деньги. Я сначала не мог понять, что не так в этом предложении. А потом понял, что никакого смысла в этих цифрах за прошлый год нет. Вполне возможно, что все представленные в коммерческом предложении цифры обоснованы, но они не имеют никакого отношения к тому, что сегодня представляет из себя это предприятие.

Вообще кризис как медведь, а бизнесмены — охотники. Те, кого не заломает медведь, потом будут долго питаться медвежатиной. Хочется пожелать всем длительное время питаться медвежатиной.

Владимир Слепов (генеральный директор сети "Коралл"): Рост продаж за 2008 год в нашей сети составил примерно 40%. В июле прошлого года он упал до 18-20%. А в декабре уже прирост был всего около 5%. Причем обычно декабрь делает 20-22% годового оборота.

По количеству посетителей в декабре снижение составило 25% по отношению к 2007 году. Количество чеков снизилось на 19%, но при этом значительно возросла средняя стоимость чека — до 28%. Наверное, это связано с тем, что 70% наших покупателей оценивают свои доходы как высокие или выше среднего. Люди просто не готовы еще снижать качество потребления.

Сейчас у нас продолжаются декабрьские тенденции, рост совсем небольшой. 70% товаров, которые мы продаем импортируются за доллары и евро. Многие поставщики объявили о неадекватном повышении цен. Поэтому мы пытаемся искать какие-то аналоги на территории СНГ, чтобы не повышать цены на 30%-40%. Но в дальнейшем эта тенденция, видимо, все же приведет к снижению спроса. Тем более, что есть города, где практически полностью стоят предприятия, например Череповец или город Губкин в Белгородской области. Но есть, конечно, и более-менее благополучные регионы, например, сам Белгород неплохо развивается и показывает стабильный прирост, еще — Обнинск. Я думаю, что это связано с инвестиционными проектами, которые реализовывали в этих городах несколько лет назад.

Ольга Мещерина (член совета директоров, "Улыбка радуги"): Для нашей сети прошедший год был очень позитивным. В начале 2009 года компания преодолела точку безубыточности и вышла на положительный денежный поток. Все магазины открывались на собственные средства, что сейчас является очень большим плюсом. Рост в уже открытых магазинах составил порядка 30%. В среднем рост продаж сети составил около 60%. Было открыто 35 магазинов. Сейчас сеть насчитывает 153 магазина.

В целом по 2008 году наша сеть не увидела на себе каких-то негативных показателей кризиса. Потому что бюджет и по продажам и по прибыли был перевыполнен.

Так как мы ориентируемся на низкий и средний сегменты рынка, то ожидаем приток клиентов из более топовых сетей, таких как "Л’Этуаль" и "Иль де Ботэ". Потому что к нам потребители идут за товарами повседневного потребления, от которых не просто так отказаться. Также мы ожидаем притока людей, которые ездят в гипермаркеты на машинах и тратят сразу большое количество денег. Сейчас такие семейные походы в магазин могут сократиться.

За последний месяц я посетил Китай, Голландию, Италию и Францию. Такого как в России нигде не происходит, могу честно сказать

Андрей Федотов (генеральный директор, "Ромир Панель"): Вы отмечаете рост спроса на декоративную косметику? Есть так называемый индекс "губной помады" для кризисов. Я хочу понять, он в России действует или нет. В Европе кризис начался раньше, и они отмечают сильный рост спроса на декоративную косметику.

Ольга Мещерина: Российские женщины вообще склонны тратить больше на декоративную косметику, чем европейские. Я недавно вернулась из Гамбурга, где смотрела аналогичные форматы. И могу сказать, что днем там стоят очереди. Хотя у них с экономикой проблемы начались еще до кризиса.

Александр Некипелов: За последний месяц я посетил Китай, Голландию, Италию и Францию. Такого как в России нигде не происходит, могу честно сказать.

Андрей Яковлев (генеральный директор, "Глобус Гурмэ"): Очевидная ситуация. Все мы понимаем, что происходит: и на рынок труда "холодный душ" пролился, и у арендодателей позиция меняется, где не меняется, так это чиновничья рента. Я не знаю что с этим делать, как объединиться, чтобы с этим бороться?

Последний пример просто поразительный. Недавно мне позвонили из департамента одного министерства. Дмитрий Медведев поручил собрать антикризисное совещание розничного бизнеса. Пять тысяч компаний со всей страны. Женщина мне все это долго расписывала, объясняла, рассказала, что сам президент будет присутствовать. Аккредитационный взнос — 160 000 рублей. Дальше последовал вопрос: "Куда выслать счет?". Я примерно сказал куда…

Известно на чем закончилась царская Россия: в Петербурге неделю не было хлеба, чего не случалось до этого век или даже полтора

Андрей Федотов: Это типичная история как раз. При том, что мы тесно сотрудничаем с Министерством экономического развития и с московским правительством. У них мониторинг ритейла осуществляется еженедельно. И интерес к данным огромный. А где-то по середине получается такая трансформация этого интереса. То есть внимание огромное к этой сфере и понимание социальной важности, конечно есть. Потому что известно на чем закончилась царская Россия: в Петербурге неделю не было хлеба, чего не случалось до этого век или даже полтора. Все ведь прекрасно понимают, что ритейл — это та самая искра, от которой может разгореться пламя.

Сергей Белец (генеральный директор Краснодарского и Волгоградского филиала, ТД "Корсо-Эксперт"): Не так страшен кризис, как антикризисные меры. Потому что масса поставщиков сократило производственные планы ровно в два раза. В результате на рынке электроники и бытовой техники сейчас колоссальный дефицит. Закупить продукцию в нужном объеме просто невозможно.

Мне недавно попалась на глаза уникальная информация середины XIX века, маленький отрывок из "Капитала". Я попытаюсь передать его своими словами, потому что эта информация просто "взорвала" мой мозг

Андрей Федотов: Это связано с медиа-продукцией, которая торгует негативом. У нас есть индексы, которые показывают падение или изменение среднего чека, и если эти показатели не падают, пресса это не берет.

Аркадий Пекаревский (совладелец, Sela): Мы тут в суе о великом вспомнили: про "Капитал" Карла Маркса. Мне недавно попалась на глаза уникальная информация середины XIX века, маленький отрывок из "Капитала". Я попытаюсь передать его своими словами, потому что эта информация просто "взорвала" мой мозг. Маркс почти 150 лет назад говорил, что владельцы капитала будут принуждать и создавать возможность, при которой рабочие и служащие будут покупать и стимулировать потребление все более дорогих продуктов и объектов недвижимости. Банки будут давать кредиты, а проценты от этих кредитов будут расти до той поры, пока эти кредиты не станут невозвратными. В результате этого банки схлопнутся, государство возьмет все под контроль, и таким образом наступит коммунизм.

Как видите, многие вещи из того, что предсказал Карл Маркс, происходят. Но хотелось бы, что бы конец был немного другой.

Сергей Белец: А я против коммунизма не возражаю. Мне в принципе нравится идея.

Даниил Сомов: А ты как хочешь, чтобы коммунизм победил во всем мире?

Сергей Белец: Конечно. Я всем добра желаю.

Участники круглого стола: Ольга Мещерина, член совета директоров, «Улыбка Радуги»; Владимир Слепов, генеральный директор, «Коралл»; Ирина Никифорова, президент, Zimaletto; Вадим Яроцкий, генеральный директор, «Позитроника»; Федор Рыбасов, вице-президент, ГК «Дикси»; Денис Котов, генеральный директор, основатель, «Буквоед»; Сергей Белец, генеральный директор Краснодарского и Волгоградского филиалов ТД «Корсо-Эксперт»; Александр Некипелов, генеральный директор, «Бельпостель»; Андрей Яковлев, генеральный директор, «Глобус Гурмэ»; Андрей Федотов, генеральный директор «Ромир Панель»; Владислав Егоров, председатель совета директоров, АБК; Даниил Сомов, совладелец, ИД Retailer; Михаил Иващенко, генеральный директор «Компьютер-центр «Кей»; Наталья Передельская, директор по маркетингу, «Пактор»; Аркадий Пекаревский, совладелец и вице-президент, корпорация Sela.

Круглый стол "Предварительные итоги 2008 года". Первая серия

Круглый стол «Предварительные итоги 2008». Вторая серия

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar