Круглый стол «Предварительные итоги 2008». Вторая серия

Дата записи: 13 февраля. Размер 55,4 Mб. Время 17 минут 10 секунд

Сергей Белец (генеральный директор Краснодарского и Волгоградского филиалов, ТД «Корсо-Эксперт»): 2008 год для нас был чрезвычайно удачным по двум причинам. До сентября-октября рынки росли как на дрожжах, это было хорошее время. Во вторых, из-за ведущего игрока на нашем рынке — компании «Эльдорадо». Как вызнаете, государство предприняло очень серьезную атаку на него, и эта атака закончилась поражением ритейлера по всем фронтам. Сейчас компания принадлежит очень крупной американской группе, которые работают через PPF Group, но все знают, чьи интересы она представляет. Поэтому 2008 год мы отметили практически 30% ростом. Что касается последнего квартала, рост сильно сократился, но сказать, что произошла какая-то катастрофа, конечно, это не так.

Очень серьезно «отминусовал» Урал — там катастрофа чудовищных масштабов произошла в сентябре-октябре. В восемь раз сократилось потребительское кредитование в четвертом квартале по отношению к третьему кварталу. Но в принципе спрос продемонстрировал, что он есть и, что люди хотят покупать электронику. Кризис — это просто сокращение спроса, это не падение его до ноля. И ничего страшного, совсем кардинально не произошло.

Теперь по регионам. Что касается Южного Федерального округа, где я полтора года присутствую, сейчас в явном виде кризис практически не ощущается, кроме Волгограда и Ростова — там высокая концентрация промышленности.

Кризис — это просто сокращение спроса, это не падение его до ноля

Вообще есть ощущение надвигающейся лавины, потому что Северо-Кавказские национальные республики, очень сильно зависящие от бюджета. А бюджет, безусловно, будет сокращаться в этом году, и что будет происходить на Северном-Кавказе, конечно, тяжело предсказать.

По сельскохозяйственным регионам, которые на юге находятся — я думаю, что будет даже какой-то слабый рост в 2009 году. По крайней мере, по тому, что сейчас нам статистика демонстрирует. Итак, три тенденции сохранятся в ЮФО: промышленные области продолжат мягкую стагнацию, в которой они сейчас находятся, Северный Кавказ скорее всего рухнет и рухнет очень тяжело (Посмотрим, что правительство сделает. Это будет полностью зависеть от профессионализма нашего правительства. Потому что ситуация действительно пугающая, даже в абсолютно благополучной Кабардино-Болкарии, не говоря уже про Карачаево-Черкесию, Дагестан, Северную Осетию, и особенно про Чечню, в которой действительно ситуация тяжелая), в сельском хозяйстве, понятно, серьезного кризиса нет, поэтому живем и процветаем.

Михаил Иващенко (генеральный директор, «Компьютер-центр «Кей»): Когда мы говорим о цифрах, в них конечно есть и ложь, а есть и статистика. Но когда мы говорим про 2008 год, то цифры мало о чем нам скажут. Напомню старый-старый анекдот: «Врач отчитывается коллеге: в нашей больнице одного выписали, один в морге, трое в реанимации, средняя температура 36,6».

Поэтому, когда мы оцениваем прошлый год — цифры разные и нужно понимать то, что была первая половина года и то, что началось во второй половине года и начался кризис.

Если говорить о нашей компании: за год мы выросли достаточно сильно, не на 60 % как «Глобус Гурмэ», но, тем не менее, рост в долларах составил больше 30 %. Мы считаем в долларах, потому что у нас товар в 98 % производится за пределами нашей Родины, поэтому все это в долларах номинировано.

Если мы говорим о четвертом квартале, то, конечно, цифры другие — никакого роста нет, спад достаточно заметный. Потому что наша группа товаров по пирамиде Маслоу не попадает в основание — то, что есть у «Дикси», в какой-то степени есть у «Глобуса Гурмэ» — мы находимся на вершине. Потому что наш товар — средства развлечения, немного средства производства, немного элементы престижа, поэтому его потребление сокращают в первую очередь. И падение спроса достаточно заметное. Что будет дальше, обсудим на других круглых столах.

Андрей Федотов (генеральный директор, «Ромир Панель»): По такой сложной технике, которую можно отнести к крупным покупкам у нас есть данные, но они, безусловно, не такие большие и статистически значимые, чтобы коллег не смущать. Могу сказать одно, что даже в повседневном потреблении доля «не продовольствия» очень сильно падает. Декабрь прошлого года если чем-то и отличался значительно по поведению потребителя, то тем, что в повседневных затратах еда к не еде стала стоять три к одному. Например, в 2007 году, в декабре соотношение было 45% к 55%. Даже традиционные подарки и то теперь фудовая категория. Мы видим связанный с этим теперь рост как раз элитного шоколада и других категорий, которые замещают подарки, вероятно видеотехники, компьютерной техники, и других сложных устройств. Это общая тенденция и она действительно на корзине отражается.

Еще интересная закономерность в том, что потребитель стал, несмотря на стоимость бензина, искать более дешевое предложение. У нас есть такой показатель, как среднее количество посещаемых торговых точек семьей в месяц, и оно в среднем с 6-7 выросло до 8-9. Это довольно существенный рост, свидетельствующий о том, что люди ищут где лучше.

Денис Котов (генеральный директор, основатель сети «Буквоед»): В прошлом году компания «Буквоед» после затишья 2007 года, когда ставки совсем уж не соответствовали возможностям экономики, все-таки открыла семь объектов, в том числе в Северо-Западном регионе. Выросли мы в целом чуть больше, чем на 30 %. Старые объекты, мы мониторим отдельно. Те объекты, которые отработали полный годовой цикл и больше, показали сверхплановую динамику на 4-5%. Что говорит о том, что все конкуренты уже умерли, либо чуть-чуть стали больше читать. Особенно это превышение плана пошло во второй половине года.

В целом по прошлому году оценки мои и акционеров полностью позитивны. Чего нельзя сказать о начале года. У нас стоят счетчики на всех объектах, мы сейчас наблюдаем некоторый отток посетителей на 5%. Все внутренние параметры: средний чек, процент обслуживания — стабильны. И средний чек в том числе растет. Но количество людей, которые «двигаются» к книге, уменьшилось. Люди вероятно сейчас задумались.

В целом для книжной отрасли мы считаем, что серьезных падений не будет, потому что для части населения мы входим в потребительскую устойчивую корзину, в независимости от текущей стоимости. Конечно, мы увидели достаточно значительное снижение дорогих сегментов за счет роста более дешевой продукции.

Женский роман – он вечен. Все рынки умрут, а женский роман никуда не денется

Увидели в начале этого года резкое падение продаж деловой литературы. Видимо, достаточно много людей уже подумали, что она стала неактуальна, особенно по финансовым рынкам. Так называемый сегмент «Дом. Быт. Досуг» тоже достаточно резко просел.

Поскольку мы находимся в Санкт-Петербурге и у нас есть несколько объектов на Невском проспекте, мы заметили падение туристической продукции на 40% в отличие от прошлого года. Поэтому сделали вывод, что процентов на 40 количество туристов сократилось. Поэтому те рынки, которые ориентированы на туристический поток, в этом году, я думаю, провалятся сильно.

Нам стало понятно, что поскольку мы обслуживаем информационные интересы, надо подстраиваться под актуальные запросы. Мы начали сейчас формировать антикризисную линейку и будем ее активно расширять и продвигать, потому что действительно обратиться не к кому: телевизор ничего толком не говорит, в Интернете не всегда найдешь то, что нужно.

Андрей Федотов (генеральный директор, «Ромир Панель»): Можно в связи с этим вопрос: Женский роман вернется?

Денис Котов: Женский роман – он вечен. Все рынки умрут, а женский роман никуда не денется. Это достаточно устойчивый сегмент, он конечно не так моден и актуален как в 90-е годы. Сейчас он сместился в более серьезный сентиментальный роман.

Андрей Федотов: В трудные времена хочется эскейпа какого-то. Просто интересно у вас это не намечается еще, нет?

Денис Котов: Многие женщины, глядя на проблему, считают, что они подумают об этом завтра и сегодня берут книгу в руки.

Вопрос: Денис, а в Европе, говорят «Капитал» раскупался активно по осени. У вас как?

Денис Котов: Основная проблема стереотипов мышления — люди обращаются к старым, уже достаточно не актуальным знаниям или мировоззренческим финансовым взглядам. Уже есть достаточно много новых, более актуальных для нашего сегодняшнего бытия компиляций и концепций, но вот о них не знают. А «Капитал» да, действительно раскупался, и я думаю, что именно поэтому мы продолжаем падать.

Андрей Федотов: Коллеги, просто из опыта. Мы хотели подарить на Новый год нашим клиентам «Капитал». Его нет в Москве! Этой книги не существует, и куда она делась совершенно не понятно! У нее были огромные миллионные тиражи. Поэтому пришлось довольствоваться компиляциями, которые, кстати, гораздо хуже, чем оригинал.

Денис Котов: Лучше дарите книжку Маргрит Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции». Я думаю, она более полезная.

Даниил Сомов (совладелец ИД Retailer): Да, хорошая, кстати книга. В книжном бизнесе вообще же можно любые книги продавать. Например, приходит инженер в книжный магазин и говорит: «Есть ли у вас книга, в которой рассказывается, как инженер может быстро стать миллионером» — «Есть». Продавец дает книгу, там написано «Никак».

Денис Котов: Нет, нет, у нас есть универсальные для этого продукты, например «Думай и богатей» Наполеона Хилла. В принципе, когда люди начинают думать, они начинают богатеть — это причинно следственная связь.

Ирина Никифорова (президент, сеть Zimaletto): Честно говоря, только такой большой опыт на сегодняшний день позволяет не только удерживать свои позиции, но и видеть достаточно серьезные перспективы в развитии. Я смотрела результаты прошлого года — это плюс 28% (это тоже в валюте). Но и для себя, готовясь к этому интервью, посмотрела последние два месяца прошлого года, чтобы понимать насколько мы просели. Оказалось, что эти месяца нам дали точно такой же показатель – 28%. Я не могу сказать, что это далось нам просто. Были включены, конечно, некоторые механизмы.

Стараемся все свои новинки и новости донести до нашего конечного потребителя и поэтому постоянно не даем скучать ни себе, ни людям

В первую очередь это оборачиваемость капитала. Так как Zimaletto –это не только дизайн-бюро, которое разрабатывает коллекции, но мы сами и размещаем заказы. Мы имеем возможность разместить их в любой стране мира: от Китая до Европы. И естественно мы до этого размещали заказы и в России на прошив наших коллекций, ну какой-то ее части. Она была несущественная. Вот для того, чтобы увеличить оборачиваемость капитала, новогодние коллекции мы постарались в основном прошивать в России. При этом, прошивая и давая тестовые какие-то, флэш-коллекции в магазины, мы смотрели, какие артикулы наиболее быстро продаются и имеют высокую оборачиваемость. И естественно тут же запускали репит. Это для нас это был один из способов того, за счет чего мы смогли удержать эти показатели.

Второе, безусловно, PR и реклама. И в данном случае Zimaletto потому может здесь и известна, ведь сама сеть очень маленькая пока, что мы очень грамотно и тщательно относимся к этому вопросу, стараемся все свои новинки и новости донести до нашего конечного потребителя. И поэтому постоянно не даем скучать ни себе, ни людям.

Кризис заставил сесть, еще раз обновить бизнес-модель

Кроме этого, естественно где-то на пороге кризиса, в самом конце сентября – начале октября, первое, что было сделано – это оптимизация структуры дизайн-бюро и управленческого аппарата. Сама фирма не большая и это не представляло очень больших сложностей, но, тем не менее, оптимизация структуры дала положительные результаты.

Ну и логистика. Все, что касается логистики и издержек, связанных с самим бизнес-процессом — это, конечно, номер один. Правы были здесь те, кто говорили: «Бежишь, бежишь и некогда на какие-то моменты обратить внимание». А кризис заставил сесть, еще раз обновить бизнес-модель, еще раз посмотреть на те издержки, которые излишние на самом деле были, и принять правильные управленческие решения.

То, что касается развития, сейчас мы в периоде небольшого ожидания. Надеюсь небольшого, потому что в ситуации кризиса мы ждем для себя определенных перспектив. Повторюсь, бренд небольшой, поэтому очень сложно пробиться на лучшие площадки торговых центров таких городов как Москва и Санкт-Петербург. К счастью, для нас сейчас появляются интересные предложения, которые мы рассматриваем и я надеюсь, что к концу этого года мы увеличим оборот компании и откроем два торговых предприятия.

Участники круглого стола: Ольга Мещерина, член совета директоров, «Улыбка Радуги»; Владимир Слепов, генеральный директор, «Коралл»; Ирина Никифорова, президент, Zimaletto; Вадим Яроцкий, генеральный директор, «Позитроника»; Федор Рыбасов, вице-президент, ГК «Дикси»; Денис Котов, генеральный директор, основатель, «Буквоед»; Сергей Белец, генеральный директор Краснодарского и Волгоградского филиалов ТД «Корсо-Эксперт»; Александр Некипелов, генеральный директор, «Бельпостель»; Андрей Яковлев, генеральный директор, «Глобус Гурмэ»; Андрей Федотов, генеральный директор «Ромир Панель»; Владислав Егоров, председатель совета директоров, АБК; Даниил Сомов, совладелец, ИД Retailer; Михаил Иващенко, генеральный директор «Компьютер-центр «Кей»; Наталья Передельская, директор по маркетингу, «Пактор»; Аркадий Пекаревский, совладелец и вице-президент, корпорация Sela.

Круглый стол "Предварительные итоги 2008 года". Первая серия

Круглый стол "Предварительные итоги 2008 года". Третья серия

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar