Дискуссия «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2010 г». Третья серия

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:
— Уважаемые господа, наверно, в первую очередь нам интересно будет узнать, чего следует ожидать в этом сегменте? Чем ознаменуется у нас 2011 год с точки зрения конкуренции, перспектив усиления конкурентной борьбы? Как будут чувствовать себя игроки, благо их не очень много. Я передаю слово Виктору Луканину, вице-президенту по коммерции компании «Евросеть».

Виктор Луканин, вице-президент по коммерции «Евросеть»:
— Прошлый год принес очень много изменений на наш рынок, это происходило по нескольким причинам. Во-первых, мы в себе, в своих магазинах представляем два вида бизнеса: первый — это ритейл, который реализует сотовые телефоны, цифровую технику, второй — это канал коммуникации между оператором и абонентом. Это наложило определенный отпечаток и на построение продуктового портфеля в прошлом году — средняя цена проданного аппарата очень серьезно снижалась, но это было связано не с тем, что снижалась стоимость на технически совершенные аппараты, и это был какой-то тренд удешевления устройств. Тенденция была такова, что политика операторов требовала увеличения количества абонентов, и доля устройств стоимостью свыше $50 увеличивалась до 42-45 % портфельных ритейлеров. Это наложило определенный отпечаток на то, что рост в деньгах был несколько ниже, чем рост в количестве устройств.

Во-вторых, в этом году ситуация сильно не поменялась. Мы думаем, что по итогам года структура портфеля останется такая, несмотря на то, что доля устройств в операционную системе растет очень существенно, и количество андроид-устройств, устройств Apple растет очень быстро. Давление дешевого сегмента для привлечения абонентов очень сильное. Второй момент — если рынок FMCG в прошлом году переживал консолидацию, то на нашем рынке получалась своего рода расконсолидация, так называя, нефедеральная, локальная розница росла очень высокими темпами, которые были выше, чем у федералов и в операторской рознице. Некоторые локальные сети увеличились более чем в 2 раза в прошлом году. Но в этом году ситуация несколько поменялась. Половина из тех сетей, которые росли очень высокими темпами, где-то переоценила себя, где-то испугалась своих планов по экспансии и начала сворачиваться и уменьшать количество салонов. Вторая половина сетей продолжает очень высокую экспансию, есть некие сети с Дальнего Востока, которые уже покрыли и Россию и заходят уже в Москву. Это другой пример, когда на нашем рынке происходит такого рода борьба.

И третье – очень серьезное влияние оказало в прошлом году вступление в силу таможенного союза. Адекватно оценить объем рынка сотовых устройств очень сложно всем – и аналитикам, и ритейлерам, потому что с середины прошлого года можно только условно оценить, сколько вывозится в рамках союза, сколько ввозится. Рынок устройств растет по комиссии, по количеству абонентов, но итоги года, наверно, будут таковы, что операторы сконцентрируются на строительстве собственной розницы, и будет некая независимая федеральная розница, которая будет предоставлять услуги операторам на контрактной основе на короткие периоды.

Михаил Бурмистров:
— Спасибо большое. Мы не затронули еще один интересный тренд и особенности рынка мобильных устройств — это то, что операторы рынка мобильных устройств, особенностью рынка которого является то, что у них очень большое количество торговых точек – тысячи, все больше становятся, по сути, финансовыми компаниями. Если посмотреть на структуру оборота, а не чистой выручки, то все большую долю доходов «Евросети» и группы компаний «Связной», которые на этом сконцентрировались, приносят финансовые услуги – это комиссии, проценты по различным платежам. Фактически бизнес мобильных устройств трансформируется в бизнес все меньше связанный с физическими устройствами, которыми мы все с вами пользуемся, и все больше связанный с целым рядом технологий, финансовых технологий, приемов платежей, погашением кредитов и т.д. Это чрезвычайно интересный тренд, который розница, которую развивают сотовые операторы, не сможет отразить. И в этой ситуации есть серьезный потенциал повышения доходов за счет этой составляющей у «Евросети» и у «Связного».

Особенно показательно, что по прошлому году «Евросеть» продемонстрировала просто фантастические показатели по EBITDA, по чистой прибыли, что казалось бы просто невозможно в столь консолидированном, столь жестком сегменте. Поэтому сегмент чрезвычайно интересный.

Следующий сегмент, который мы с вами будем обсуждать интересен тем, что темпы роста, которые были продемонстрированы в 2010 году, были одними из самых высоких. Это сегмент DIY & HouseHold существенно отличается практически от всех остальных сегментов розничной торговли тем, что из 5 крупнейших компаний, которые являются лидерами на этом рынке, 4 компании — международные – «Леруа Мерлен», OBI, Castorama, «К-раута». При этом единственный российский игрок, входящий в пятерку – «Максидом» уже второй год демонстрирует близкие к нулю темпы роста. В данной ситуации мы видим очень существенный разрыв. Международники действительно смогли завоевать российский рынок, тем интереснее те вызовы, которые сформировались на этом рынке, потому что это вызов и для российских поставщиков. А производственная база России, с точки зрения DIY, особенно в ряде сегментов, очень слаба, несмотря на то, что где-то мы представлены фактически только международными компаниями, такими как KNAUF, например. С другой стороны, производственная база практически в России отсутствует, в ряде сегментов, таких как пиломатериалы, что-то еще, у нас нет качественных продуктов.

В этой ситуации российские розничные сети имеют принципиально другие финансовые возможности — у них нет тех кредитных условий, нет тех возможностей финансировать просто фантастические инвестиционные программы, о которых мы говорим в сегменте FMCG, когда речь идет о миллиардах. Большинство российских игроков характеризуются очень ограниченными инвестиционными бюджетами, они сталкиваются с сильной конкуренцией на рынке крупных городов, куда приходят OBI, «Леруа Мерлен», которые имеют очень длительный горизонт инвестиционного планирования, они могут в течение 3-5-7 работать в убыток и окупать свой бизнес. Перед российскими менеджерами собственники ставят принципиально другие задачи — это одновременно задача расти, одновременно зарабатывать, и все это нужно сделать на очень ограниченном бюджете. И мне очень приятно, что прокомментировать ситуацию по этому рынку согласился топ-менеджер самой быстро растущей российской сети – это сеть «Метрика» — Алексей Иовлев, ее генеральный директор. Я бы хотел обратить внимание, на то, что вам, российской компании, удалось сделать для того, чтобы иметь возможность на этом чрезвычайно сложном рынке конкурировать с международными игроками, и за счет чего вы будете делать это сейчас и в следующем году?

Алексей Иовлев, генеральный директор «Корпорации СБР» («Метрика»):
— Добрый день. Я представляю отрасль российского ритейла, гадкого утенка российского ритейла, где на данный момент российские компании проиграли первые места международным. Однако в 2010 году наметился и в 2011 году укрепляется однозначный тренд, который дает второй исторический шанс российским компаниям вернуть себе лидерство на этом рынке. Дело в том, что все последнее время конкуренция шла в городах-миллионниках, и дележка этого жирного рынка в ближайшее время подойдет к своему логическому завершению. Заметно то, что инвестиционная активность основных европейских компаний снижается, за исключением Castorama. Все западные игроки снизили темпы открытия гипермаркетов. Насыщение рынка миллионников приведет к дальнейшем к снижению удельных показателей эффективности в этих городах.

С 2010 года и в 2011 году этот тренд укрепляется, конкуренция начинает постепенно перемещаться в города меньше миллиона, несмотря на то, что покупательная способность там меньше, но в них живет 80 % населения России, и этот рынок по факту в абсолютных величинах больше, чем рынок городов- миллионников. На этих рынках российские компании имеют фору перед западными, есть много локальных, сильных, уже достаточно высоко технологичных игроков. Форматы, с которыми достигли лидерства европейские сети, неприменимы, по большей части, на рынках городов с меньшим насeлением, и мы практически не наблюдаем еще активных экспериментов западных сетей с выходом к более мелким форматам. Это дает, как я сказал, исторический шанс российским компаниям вернуть себе лидерство.

Основные перспективы роста сетевого сегмента строительного ритейла, его возможности связаны не с классическим органическим ростом либо M&A, а с уходом сотен независимых, небольших игроков, которые просто уходят с рынка, закрывают свои магазины. Спрос, который они удовлетворяли, переходит к крупным сетевым игрокам. Это дает возможность прирастать на десятки процентов в год, кто-то прирастет 30-40 % в этом году. Следствием ухода мелких игроков с рынка является передел рынка поставщиков, символом которого является уход с рынка такого монстра, как «Лаверна», — компания, которая первой, наверно, на нашем российском рынке достигала годового оборота соизмеримого с миллиардом долларов. Она полностью ушла с рынка, оставив без своего главного поставщика тысячи независимых ритейлеров. Это очень существенные изменения как на рынке сетей, так и на рынке поставщиков. Кроме этого прошлый год запомнился таким событием, как первая крупная сделка M&A, совершенная первым финансовым инвестором в нашей отрасли — это покупка компании «Старт» сети «Домовой» и это, надеюсь, начало тренда, когда наша отрасль будет замечена инвесторами.

Михаил Бурмистров:

— Спасибо большое, Алексей. Действительно, сделка произошла, по масштабам других секторов, она не очень большая, в совокупности создан бизнес с годовым оборотом порядка $150 млн., и компания «Старт» с «Домовым» не попадает к нам в ТОП-100, напомню, что порог вхождения в ТОП-100 в этом году составил порядка $170 млн. Он тоже имеет тенденцию к росту, по итогам 2011 года мы уже будем ожидать пороговый уровень для попадания в ТОП-100 где-то на уровне $200 млн., что, в том числе, приведет к тому, что динамично растущие игроки сюда войдут, но кого-то мы неизбежно будем терять.

Еще один из чрезвычайно интересных рынков, с одной стороны, является весьма зрелым, потому что сети, которые здесь сформировались, достаточно крупные с точки зрения количества точек — это аптечный сегмент. С другой стороны, этот рынок очень мало консолидирован, фактически мы видим, что в аптечном рынке на 8 ритейлеров, которые вошли в ТОП-100, приходится всего 12 % рынка розничной торговли лекарственными средствами. Это сложный с точки зрения роста рынок, в целом по сегменту продемонстрирована отрицательная динамика, то есть минус 1 %. Только одна компания, о которой чуть подробнее сейчас скажу, демонстрирует высокие темпы роста. Многие компании сократились в количестве точек, сократились в продажах. Конкуренция очень жесткая, очень серьезные вызовы стоят с точки зрения организации логистики и региональной экспансии и, конечно, это жесткое регулирование, в какой-то степени. Все мы должны понимать, что есть саморегулируемые секторы – это розничная торговля фармацевтическими средствами, и есть сектор FMCG, для которого у нас специально разработан закон «О торговле», потому что закон «О торговле» – это закон о розничной торговле продовольственными товарами, а не закон «О торговле», на самом деле. Поэтому чрезвычайно интересно, как работать на этом рынке, за счет чего этот рынок может расти.

В последние два года, в 2008 и 2010 году, произошел динамичный рост розничного рынка торговли фармацевтическими препаратами. Кто-нибудь может сказать, почему? Какой ключевой фактор? Эпидемия гриппа – и вот такой фантастический скачок. Говорят: «Ищи, кому выгодно». От эпидемии гриппа, у нас выигрывают фармацевтические сети, и достаточно состояться одной крупной эпидемии, чтобы весь год фармацевтические сети, в какой-то степени, жили спокойно. На этом рынке есть еще фантастические возможности для консолидации, буквально на днях произошла интересная сделка — сеть «А5», 8, 5 % которой владеет X5  Retail Group, крупнейший российский ритейлер, приобрела на аукционе сеть «Мособлфармация». И таким образом сделала очень существенную заявку на то, чтобы войти в тройку и занять третье место после двух признанных лидеров — это федеральные сети аптек «36, 6» и «Ригла».

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments