Дискуссия «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2010 г». Вторая серия

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:
— От анализа состояния по ТОП-100 в целом хочется перейти к отдельным сегментам. Торговля — отрасль неоднозначная, и сейчас существуют настолько различных тенденций на ее отдельных составляющих рынках, что чрезвычайно интересно если не все, то некоторые сейчас обсудить. Я очень благодарен нашим уважаемым спикерам, присутствующим в президиуме, которые прокомментируют те результаты и те тренды 2011 года, которые мы сейчас наблюдаем. Я хотел бы представить уважаемых спикеров: по сегменту FMCG нам любезно предоставит комментарий Лев Аронович Хасис, председатель президиума АКОРТ; рынок бытовой техники и электроники прокомментирует Валерий Симанов, операционный директор по развитию «М.Видео»; рынок DIY & HouseHold прокомментирует Алексей Иовлев, генеральный директор «Корпорации СБР» (сеть «Метрика»); обзор рынка мобильных устройств прокомментирует Виктор Луканин, вице-президент по коммерции компании «Евросеть»; обзор аптечного рынка прокомментирует директор по маркетингу аптечной сети «36, 6» Антон Володькин и обзор рынка детских товаров, Алексей Зуев, президент сети магазинов «Кораблик». Прошу поприветствовать уважаемых спикеров.

Для начала мы просто посмотрим, какой пирог мы с вами будем делить. На графике размер шарика соответствует емкости сегмента в рублевом выражении, по шкале ординат — темпы роста, красная линия показывает темп роста, оборот розничной торговли в России в целом в рублевом выражении. Как вы видите, лидерами по емкости рынка безоговорочно являются сегменты, а что касается темпов роста, то не все так однозначно. К работе над моей частью доклада, я призвал двух уважаемых человечков, которые находятся слева и справа, один из них несет мешочек, который показывает, какую долю занимают перечисленные сети в обороте розничной торговли в целом. В данном случае 16 % оборота розничной торговли занимают те 100 сетей, которые нам указывает второй человечек. Далее они будут продолжать нести свою миссию и говорить о том, сколько сетей в соответствующем сегменте представлено в рейтингеТОП-100 и какую долю сети, включенные в рейтинг, занимают в обороте в розничной торговли соответствующего сегмента.

Далее по графику — сегмент FMCG. Здесь все достаточно понятно, с одной стороны, а, с другой стороны, очень неоднозначно. Очень часто мы говорим об этом сегменте, я не буду говорить подробно, просто обращу внимание на то, что, во-первых, далеко не все сети действительно растут, обороты всех крупных сетей находятся в положительной зоне, но это немного лукавая цифра. Рост оборота в рублях 12, 6 %. Тот, кто находится ниже этой планки, в реальности не растет, а сокращается. Мы видим, что сеть «Копейка», которая сокращалась, не смогла дальше продолжить самостоятельную работу и была интегрирована в состав X5 Retail Group, сеть «Виктория», которая не смогла обеспечить соответствующий уровень темпа роста оборота, сейчас сливается с сетью «Дикси», мы ожидаем, что «Седьмой континент» по итогам этого и, может быть, следующего года вряд ли сможет продолжить рост и Metro уже на протяжении нескольких лет, несмотря на смену менеджмента, не демонстрирует выдающихся показателей.

В то же время есть компании-лидеры, которые много инвестируют. Я хотел бы отметить две российских сети – «Магнит» и X5 Retail Group, которые в этом году инвестируют в развитие в России более $3 млрд. Чтобы вам было понятно, я приведу пример: $3, 4 млрд. Metro Group инвестирует по всем странам мира, совокупных оборот Metro Group более чем в 4 раза выше, чем у этих сетей, эти инвестиции в 3 млрд. распределяются по 30 странам. То есть наши сети сейчас не только активно работают, но и очень активно инвестируют. Для комментария по сегменту я хочу передать слово Льву Ароновичу Хасису. У нас озвучен ряд вопросов, наверно, наиболее интересно было бы услышать про то, что касается предвыборного года, и чего мы ожидаем. С одной стороны, ситуация ужесточения и регулирования – то, что мы видим на примере огурцов и чего-то еще, и, с другой стороны, рост вливания денег в экономикe. Чего мы ожидаем от 2011 года, какие-то ваши видения?

Лев Хасис, председатель президиума АКОРТ:
— 2011 год, как я уже сказал, предвыборный, политическая ситуация не совсем определенная. Для властей будет очень важно, чтобы население не проявляло признаков недовольства, еда – это то, что более всего влияет на это. Поэтому я не думаю, что в течение 2011 года могут быть какие-то неблагоприятные для этого сегмента ритейла регулирующие действия властей. Знаете, что председатель правительства на одной из встреч с аграриями, на очередные претензии к розничной торговле, очень четко ответил, что есть закон, используйте его, теперь надо работать, хватит заниматься лоббированием своих интересов. Во многих случаях действия ФАСа будут направлены не только в адрес торговых предприятий, но и в адрес поставщиков, все будут в ручном режиме, как у нас принято, регулировать инфляцию, чтобы, не дай Бог, она не оказалась выше, чем рост доходов населения.

Конечно, 2011 год – год роста налогов. Не только для ритейла, для всех индустрий увеличили налоги. Сейчас будет небольшая коррекция, но крупнейшие игроки окажутся в менее привилегированном положении, потому что им вряд ли уменьшат, скорее коррекция будет для небольших компаний. Это все создает дополнительные издержки для сетей, надо будет через это переходить каким-то образом. Конечно, продолжится консолидация, я думаю, что Х5 — «Копейка», «Виктория» — «Дикси» — это не последние большие сделки на рынке. В течение года-двух могут быть какие-то дальнейшие консолидации, как на базе этих крупнейших 20 компаний, так и с точки зрения поглощения этими компаниями более мелких. Я думаю, что в течение 3 лет стоит ожидать возвращения на рынок кого-то из глобальных ритейлеров – Wal-Mart, Carrefour, Tesko. Кто-то из них точно появится в течение этого времени, причем, однозначно, не через органический вход, а через поглощение российского игрока. Наш рынок становится крупнейшим в Европе, и глобальные игроки не могут его игнорировать. Поэтому будет интересно.

Михаил Бурмистров:
— Спасибо. Я хотел бы еще отметить, что в этом году две крупнейшие сети продовольственного сектора «Магнит» и Х5 по численности персонала превысили цифру 100 000 человек в каждой компании. Это фантастическая цифра, более того сейчас крупнейшим частным работодателем в России является «Лукойл», но в ближайшие год-два и Х5, и «Магнит» превзойдут «Лукойл»по этому показателю. У нас будет такая же ситуация, как в США, где крупнейшим работодателем является сеть Wal-Mart. В этой ситуации очень неприятно повышение налоговой нагрузки на фонд заработных плат, потому что в отличие от небольших бизнесов, наши крупные сети публичны, и не платить, как-то оптимизировать налоги они не могут. Мы, со своей стороны, как исследователи, ждем международные компании, они никуда не денутся, российский рынок — крупнейший в Европе, в этом году мы обогнали Германию. Российский рынок составляет 400 млрд. евро. Мы растем гораздо быстрее Германии. Есть еще Китай, Бразилия, но в реальности мимо России дороги не идут.

Далее сегмент бытовая техника и электроника. В этом сегменте уровень консолидации уже существенно более высокий, порядка 50 %, в ТОП-5 по сегменту бытовой техники и потребительской электроники у нас вошло 5 крупнейших сетей. В этом сегменте, как правильно сказал Лев Аронович, никогда нельзя расслабляться, в спину активно дышат преследователи. В этом году произошла смена лидера, долгие годы лидировавшая по выручке сеть «Эльдорадо» в результате болезненной, но назревшей оптимизации, сократившая количество магазинов и повысившая, кстати, операционную эффективность, но по показателю выручки лидером у нас является сеть «М.Видео».

Международных игроков у нас не много, но зато какие! Media Markt в этом году демонстрирует фантастические показатели по темпам роста розничного оборота, и, что очень важно, он формирует для российских компаний очень сильные и жесткие вызовы в отношении того, каким образом и по каким параметрам нужно конкурировать. Целый ряд российских сетей заявили, что будут бить в то слабое место, которое есть у любого дискаунтера – это то, что касается сервиса. И российские ритейлеры бытовой техники и электроники будут вынуждены развивать эту составляющую, что довольно сложно, торгового персонала у нас не хватает. Его не хватает во всех сегментах, но там, где стоимость покупки достаточно дорогая, а товар технически сложный, это особенно важно. Я попрошу прокомментировать сегмент Валерия Симанова. Что российские игроки будут противопоставлять Media Markt? Чего сейчас ждет покупатель? Если 2010 год для этого сегмента все еще был очень непростым, то первый квартал 2011 года демонстрирует фантастические темпы роста, впервые за долгие годы у нас показатели четвертого квартала были превзойдены в первом квартале.

Валерий Симанов, операционный директор по развитию «М.Видео»:
— Добрый день. На рынке бытовой техники и электроники, как вы видели из выступления, сформировалось три лидера – это «Эльдорадо», «М.Видео» и Media Markt. Темпы роста у Media Markt с точки зрения выручки гораздо выше, чем у первых двух операторов, это объясняется тем, что уровень, база от которого производится этот рост у Media Markt, ниже чем у других операторов.

Нам представляется, что в 2011 году доля средств, которые население будет тратить на Non-Food, будет возрастать, мы считаем, что в сегменте бытовой техники и электроники, эта доля тоже будет увеличиваться. Если взять усредненные показатели предыдущих годов, что приблизительно 50 %на 50% — это food, или чуть больше — 55% на 45 %, коллеги меня поправят. Доля бытовой техники и электроники в покупках населения составляет порядка 5-7% в зависимости от городов, регионов и т.д. Мы считаем, что возможности увеличения потребления в сегменте non-food, все-таки ограничены природой человека: нельзя скушать больше качественных продуктов, чем человек может потребить, а техника не только в сегменте бытовой техники и электроники развивается сейчас такими темпами что нам даже сложно прогнозировать, что будет через 5 лет. Возможно, по нашей земле будут ходить роботы, которых описывал Айзек Азимов, это совершенно другой уровень развития. Поэтому мы считаем, что в зоне non-food, особенно в зоне сложной техники, доля потребления будет расти.

Мы стали лидерами по объемам продаж, но это не было целью для нас, и не стоит целью на 2011 год. Это скорее косвенный результат того, что компания ориентируется в своем развитии на клиента. Многие озвучивают такие лозунги, но для того, чтобы этот лозунг реализовать, нужны серьезные инвестиции. Компания ставит перед собой задачу — ориентация на клиента. Причем работа эта ведется в двух направлениях – с верхнего уровня — стратегические изменения, которые достаточно длительны, они дают фундаментальные изменения в культуре компании, и снизу, когда решаются локальные проблемы с точки зрения удовлетворения клиента. Они не фундаментальны, но зато они быстродействующие. Это направление для нас приоритетно. Каким будет результат этого развития, покажет время. Результат выразится в тех показателях, которые могут быть достигнуты.

Еще раз хочу сказать, что компания не ставит перед собой амбициозных целей остаться лидером, это, скорее всего, будет результат. Лидерам сложнее, на них всегда более пристальное внимание, лидерам сложнее удержать свою позицию, потому что многие наступают на пятки, много препятствий. Мы это прекрасно понимаем, но видим свое развитие именно в таком духе.

Мы прекрасно понимаем рынок электроники, наш потенциал на этом рынке, сколько мы можем открыть магазинов нашего формата, в каких местах, в каких городах, это количественное развитие. Качественное развитие – это, как я уже сказал, повышение качества наших магазинов, это задача сложная, неодномоментная, но, тем не менее, для нас она сейчас приоритетная. Я считаю, что мы сохраним лидерство в этой области. Мы хорошо знаем конкурентов, уважаем, понимаем их сильные и слабые стороны, прекрасно оцениваем их перспективу и возможности, так же понимаем, что для них существуют угрозы со стороны «М.Видео» в плане доли рынка. Спасибо.

Михаил Бурмистров:
— Спасибо большое. И здесь я бы обратил внимание именно этого сегмента: есть еще такой замечательный ритейлер, который пока лидеров не догнал, но уже больше Media Markt – это интернет-продажи. Мне кажется, что еще одним из мощных системных вызовов для всех российских и международных ритейлеров будет эффективное формирование собственных подразделений интернет-продаж, потому что в текущий момент слабое место Media Markt и пока наших крупных игроков — это доли интернет-продаж в общем обороте. Пока они не превышают 3-4%, хотя есть амбициозные цели по увеличению. Если мы нарисуем здесь интернет, то интересно будет, насколько динамично и быстро будет расти этот канал и что наши традиционные ритейлеры смогут этому противопоставить.

Дальше я бы хотел обсудить смежный сегмент – это рынок мобильных устройств. Здесь ситуация еще интереснее. Это, наверно, единственный из сегментов, где уровень консолидации уже достиг европейских, взрослых цифр – 83 % приходится на ТОП-5. При этом фактически уровень консолидации еще выше, потому что три топ-оператора мобильной связи здесь показаны с точки зрения объемов выручки и темпов роста, в реальности представлены собственными салонами. Фактически эти оставшиеся 17 % представлены франчайзинговыми салонами МТС, «Мегафона» и «Билайна». Фактически уровень консолидации рынка по ТОП-5 игрокам приближается к 100 %. То, что у этих операторов может быть отнято с точки зрения продаж мобильных телефонов, это, по сути дела, отнимают другие сетевые каналы: гипермаркеты FMCG, гипермаркеты бытовой техники. Но в реальности мы видим сегмент, который полностью консолидирован. Расти, по большому счету, некуда. Это и подтверждает та ситуация, которая сейчас происходит на рынке, она очень интересная.

Я никогда не думал, что, в столь казалось бы взрослом с точки зрения уровня консолидации рынка сегменте, может происходить столько интереснейших событий. Две мощнейших реконцепции бизнеса, с 2008 по 2010 год – это группа компаний «Связной» и в 2010 году стартовала реконцепция «Евросети». Я специально сюда разместил замечательную собаку из нового логотипа «Евросети», он чрезвычайно узнаваемый. Запущен ребренднинг «Евросети». Это тот сегмент, в котором динамично растут арендные ставки. Арендные ставки очень быстро растут, когда операторы начинают воевать между собой за арендопригодные места и за салоны. Эту войну между «Евросетью» и «Связным» мы, в какой-то степени, и видим. Интересно и то, что сотовые операторы готовы инвестировать. Понятно, что иллюзии у наших крупнейших сотовых операторов, что собственная сеть – это очень здорово, уже прошли, потому что собственная сеть – это чрезвычайно дорого. Важным подтверждением этого является то, что вознаграждение для независимых операторов «Евросети» и «Связного» за проданные СИМ-карты, за проданные контракты в последние 3 года выросло более чем на 70 %. То есть то, что сотовые операторы задушат независимую розницу, условно независимую, это тоже определенная иллюзия.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments