Дискуссия «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2010 г». Первая серия

Дата записи: 9 июня 2011 г. ; длительность: 21 мин. 32 сек.

Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer:
— Приветствую вас на этом мероприятии. Информационный повод – ТОП- 100 российского ритейла по итогам 2010 года. Однажды в одном из матчей Карпов-Каспаров Каспаров сходил Е-2, Е-4, а Карпов на 40 минут задумался и очень быстро попал в цейтнот. Мы уже находимся в цейтноте, поэтому я скажу всего лишь, что формат сегодня — это информационный повод, а качество этого информационного повода вы оцените сами. И я показываю журнал Retailer Magazine со всеми данными, которые мы обещали. Если кто-то уходит раньше времени, то на стойке регистрации можно будет его получить. Он будет представлен в 16:00. Я хотел бы приветственное слово предоставить Льву Хасису, председателю президиума АКОРТ.

Лев Хасис, председатель президиума АКОРТ:
— Доброе утро, уважаемые коллеги. В силу специфики деятельности АКОРТа мне и моим коллегам очень часто приходится бывать на больших совещаниях, в высоких кабинетах и каждый раз, когда дело доходит до обсуждения различных областей экономики, выясняется, что Россия в целом держится сейчас именно на розничной торговле. Это самая продвинутая отрасль, которая дает огромный вклад и в валовой внутренний продукт, и в налоги. В последний раз мы встречались у заместителя мэра Москвы и выяснили, что Москва – это город торговли, по сути дела, немножко услуги, капельку промышленности, а основное – это торговля. То есть мы с вами создаем национальное богатство страны и я думаю, что те компании, которые входят в ТОП- 100, должны гордиться тем, что они фактически делают нашу страну сильнее, крепче, более конкурентноспособной. Речь не только о российских компаниях, на нашем рынке работает довольно много компаний с иностранным капиталом. И это не только довольные покупатели, но и рабочие места, и налоги, и инфраструктура. Иногда говорят: «Я счастлив жить с вами в одно время», вот я счастлив быть вместе с вами в нашей индустрии, потому что достаточно трудно найти другую индустрию с такими темпами развития, с такой динамикой, с такой инвестиционной привлекательностью.

Приветствую вас на этом форуме, я считаю, что ИД Retailer и INFOLine делают великолепную работу, обобщая информацию о рынке, о компаниях, ведь все это очень нестабильно. Когда в 1962 году Сэм Уолтон открыл первый магазин, уже существовали гигантские сети, и если бы им тогда сказали, что придет какой-то человек из Арканзаса, и они будут на его фоне незаметными, никто бы не поверил. А я искренне верю, что сегодня какой-то российский Уолтон, может быть, открывает свой первый магазин, и пройдет 10-15 лет, и нынешние монстры могут оказаться совсем небольшими животными по сравнению с тем, что будет.

Те, кто наверху, должны становиться еще лучше, потому что дыхание догоняющих все ближе и ближе, а у тех, кто еще не на вершине пьедестала, есть все возможности, чтобы туда попасть. Удачной нам всем работы, я имею в виду не только сегодняшний форум, но и в бизнесе. Год у нас непростой, предвыборный, будет много регулирования, вместе с тем всем будет даваться много денег, чтобы население было довольно, все непопулярные меры вроде ограничения рынка будет скорректированы для того, чтобы на потребительском рынке царило изобилие. Это замечательная эпоха, нужно будет этим воспользоваться. Спасибо вам всем, и хорошего настроения!

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:
— Лев Аронович, спасибо большое. Достаточно коротко и действительно чрезвычайно ценно, потому что очень важно, что благодаря этому форуму и всей нашей работе, хочется видеть понимание того, что торговля – это та инфраструктурная отрасль, на которой держится не только более 20 % ВВП, но и та отрасль, которой мы можем гордиться, где производительность труда в разы выше, чем в других отраслях. Я хотел бы представить и передать слово для начала нашей работы и для презентации итогов рейтинга ТОП- 100 Федякову Ивану, генеральному директору компании INFOLine.

Иван Федяков, генеральный директор компании INFOLine:

— Добрый день, уважаемые коллеги, друзья. Я искренне рад представить результаты тяжелой и кропотливой работы, которую мы проделали на протяжении нескольких последних месяцев совместно с ИД Retailer, и продемонстрировать вам результаты нашей работы, которые вылились в составление рейтинга под названием INFOLINE RETAILER RUSSIA TOP-100.

Когда я готовился к этому докладу, я решил, что не стоит рассказывать зачем мы делаем этот рейтинг, как его использовать, потому что, на мой взгляд, специалистам, которые работают в компаниях и заинтересованы в их развитии, которым нравится то, чем они занимаются, это объяснять не надо. А учитывая, что вы здесь собрались, я уверен, что вы именно такие специалисты, поэтому я свою речь хотел бы посвятить состоянию розничной торговли и основным параметрам рейтинга ТОП-100, после чего я передам слово нашим спикерам, они обсудят каждый сегмент в отдельности, потому что нет средней температуры по больнице, в каждом из секторов розничной торговли есть свои трудности и свои достижения.

Агентство INFOLine на протяжении последних восьми лет занимается исследованиями рынков розничной торговли и где-то и около пяти лет назад, когда начали формироваться очертания розничных компаний и вообще структура розничной торговли в нашей стране, мы начали формировать рейтинг компаний. Сейчас мы ранжируем порядка 1000 компаний, причем как российского рынка, так и ближнего зарубежья. Свой доклад я хочу построить следующим образом – это будет 4 основных элемента: первое – состояние розничной торговли, второе – поведение потребителей, третье – структура рейтинга и четвертое – основные тренды, которые мы наблюдаем.

Сейчас на рынке, да и среди вас бытуют два мнения о состоянии экономики нашей страны и отрасли в целом, они противоположны, поэтому я считаю важным в этом разобраться. Первое мнение предполагает, что кризис уже закончился, все хорошо и замечательно, мы на пути очередного глобального роста, и «жить стало лучше, жить стало веселее». Об этом мы чаще всего слышим с экранов телеканалов. Второе мнение, которое я чаще слышу от ритейлеров, звучит таким образом, что те кризисные явления, которые мы наблюдали в 2008 и 2009 годах, сохранились в 2010 году и, как минимум, преждевременно говорить о выходе из кризиса. Чтобы с этим разобраться, я хочу продемонстрировать наш взгляд на ситуацию.

До кризиса рост розничной торговли составлял 15-20 % в год, к этому большинство привыкло, это закладывалось в инвестиционные модели, в планы, и 2009 год всех ошеломил этим падением. После чего в 2010 году мы наблюдаем восстановительный рост, который составил 4,5 % и конечно, в большинстве сегментов розничной торговли пока не достигнуты уровни оборотов, которые были в 2008 и 2009 годах.

В конце мая этого года, мы получили уточненные данные по динамике розничного товарооборота в первом квартале 2011 года, сегмент nonfood показал очень хороший прирост – почти 10 %. Возникает резонный вопрос, что будет дальше? Чтобы в этом разобраться, нужно задать вопрос: «Каковы источники этого роста? Грубо говоря, откуда у населения деньги, чтобы покупать все больше товаров?»

Конечно, динамика оборота розничной торговли наиболее плотно коррелирует с доходами населения, и начиная с 2000-х годов, когда доходы населения, в среднем, росли на 10-15 %, это давало соответствующий результат роста торговли ваших компаний. После чего в 2008 году мы наблюдали замедление темпов роста заработных плат и доходов населения, но в 2008 году активно началось кредитование, было выдано почти триллион рублей потребительских кредитов, что позволило сохранить высокие темпы и даже показать максимальный уровень роста в это десятилетие по обороту розничной торговли.

Как вы видите на графике, в начале 2011 года мы видим снижение доходов населения, и эта отрицательная область вызывает вопрос об источниках роста, каким образом тогда растет розничная торговля, ведь источников для повышения заработных плат осталось не так много, хотя предвыборный год позволит нам что-то получить. Здесь я хочу рассказать о той модели, которую мы используем для анализа ситуации и прогнозирования дальнейших событий, которую я уже презентовал на мероприятии в прошлом году под названием «Отраслевая экономика», и эта модель оказалась достоверной и подтвердила свою правильность.

Эта модель предполагает, что помимо доходов населения, очень важно следить за двумя параметрами — это финансовое положение домохозяйств и второй параметр, с одной стороны, качественный – это желание совершать покупки, с другой стороны, он имеет определенные количественные характеристики.

С конца 2010-го года мы наблюдаем резкий прирост кредитования, было выдано потребительских кредитов на почти 500 млрд. рублей в конце 2010 начале 2011 года. Плюс к тому кризисная модель потребителей, которая заключалась в откладывании средств на черный день, получила определенную корректировку, в начале 2011 году мы видим, что вклады населения в банках стали сокращаться, пошел возврат средств, потому что текущие условия для пролонгации договоров становятся менее интересными. Все это дало определенный импульс прироста денег у населения, что повлияло на прирост в розничной торговле.

Крайне интересный показатель в характеристике, связанной с желанием совершать розничные покупки, был достигнут в первом квартале 2011 года. По структуре расходов населения, на покупки пришлось 78 %, за всю историю наших наблюдений предыдущий максимальный показатель держался 10 лет с 2000-го года, тогда этого показатель находился на уровне 75 %. Все, я думаю, помнят 2000-ые года, уровень заработных плат, я с трудом представляю, на что еще можно было тратить деньги, кроме покупки продуктов питания и товаров первой необходимости. А в начале 2011 года население стало активно тратить, и этот показатель превышен. Это интересно и потому, что минимальный показатель за 10 лет был так же достигнут достаточно недавно – в 4-ом квартале 2010 года – 67 %. Таким образом, россияне, устав от долгого периода накопления, может быть, поверив, что ситуация в экономике нашей страны меняется в положительную сторону, стали активно тратить, в первую очередь на покупки различных товаров. Все это привело к тому росту в начале 2011 года. Эта волатильность, которая наблюдается на рынке, волатильность оборота розничной торговли, роста-падения, приводит к тому, что кто-то от этого выигрывает, кто-то проигрывает. Я перехожу непосредственно к теме нашего мероприятия – это рейтинг ТОП- 100 компаний розничных розничной.

Конечно, от этой волатильности выиграли сети. Торговые сети оказались в хорошем плюсе, по итогам 2010 совокупный доход сетей ТОП-100, составил 21 %, в текущий момент, более чем 2,6 трл. рублей розничного оборота приходится на сети. Ситуация в различных сегментах неоднородна, есть истории с ростом, есть с падением, здесь я не буду отнимать слово у наших спикеров, все это видно на графиках, мы это еще обсудим. С другой стороны очень важный параметр, который характеризует эффективность – это выручка с квадратного метра. По итогам 2010 года в абсолютных величинах, в рублях, прирост с выручки с квадратного метра торговых площадей составил всего 6,3 % . Это говорит о том, что при учете инфляции более чем 8 % за прошлый год, сокращается товарооборот, и показатель like for like находится не в той зоне, в которой должны, то есть идет сокращение. Чуть дальше мы обсудим, почему это происходит. Возникает вопрос, каким образом был достигнут рост в 21 % при невысоком росте эффективности. Ответ очень прост: рост за счет роста. За счет экстенсивного развития сетей, открытия новых магазинов. Несмотря на кризис, у сетей были хорошие показатели выручки. Может быть, благодаря кризису, потому что девелоперы стали более сговорчивы в этот период, появились новые условия для открытия магазинов, и, в результате, по итогам 2010 года прирост торговых площадей ТОП-100 составил почти 17 %. На текущий момент на ТОП-100 приходится около 13 млн. кв. м торговых площадей.

Структура прироста неоднородна. Например, рост в сегменте спорта не означает, что наше население стало активно заниматься спортом, просто в этом сегменте у нас представлена только одна сеть – «Спортмастер» – фактически это показатели этой компании по приросту торговых площадей.

Наиболее репрезентативная выборка у нас в сегменте FMCG, больше 50 % ТОП-100 вошли из этого сегмента. Уровень прироста торговых площадей находится на стабильном уровне – порядка 1 млн. кв. м. в год. Но если в 2008 году на долю X5 и «Магнита» приходилось чуть больше 25 % прироста торговых площадей, то по итогам 2010 года прирост на эти две сети составил более 50 % торговых площадей. А если взять сюда показатели «Ашана», то две трети новых магазинов открытых в прошлом году пришлись всего на 3 компании. Начинают выигрывать крупные сети, то есть происходит концентрация розничного товарооборота. Сам рейтинг ТОП-100 является показателем этой концентрации. На текущий момент на ТОП-100 розничной торговли приходится 20 % розничного товарооборота, при этом на ТОП-10, которые показаны на диаграмме приходится 50 % ТОП-100. То есть 10 компаний генерят такой же объем выручки, как 90 компаний, которые их догоняют.

Возникает вопрос, что будет дальше? По итогам 2010-го года, мы насчитали в рейтинге ТОП-100 26 сетей, которые снижали товарооборот, 2 сети из прошлого года мы потеряли — это сеть «Мир» и свернула свою деятельность в конце прошлого года, и сеть «Мосмарт». В ТОП-100 происходит ротация, будут приходить новые сети и будут исключаться сети. Процесс консолидации приводит к тому, что сети укрупняются, мы видели крупные сделки слияния и поглощения в конце прошлого года. Чем дальше, тем более интересно будет следить за развитием этих ста компаний, потому что во многом именно они определяют развитие розничной торговли в нашей стране, проблемы именно этих компаний должны волновать государственных мужей, потому что эти компании формируют саму отрасль. Я не буду завершать свой доклад, позвольте я передам слово Михаилу, мы начнем обсуждение отдельных сегментов.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments