Мы поговорили с генеральным директором компании-разработчика и интегратора профессиональных систем управления складом ConsID Дмитрием Рыбаковым о современном подходе к автоматизации складов для розничных компаний, тенденциях развития WMS-систем и роли грамотных IT-решений для ритейла.
— Ещё в марте вы говорили о снижении уровня автоматизации складов в России из-за недостатка инвестиций в отрасль. Тенденция сохраняется?
— В сегменте небольших и средних складов — условно, площадью менее 10 000 кв. м — тенденция сохраняется. Крупные компании для удержания позиций на рынке вынуждены отвечать на текущие вызовы: давление со стороны конкурентов, необходимость оптимизации логистических процессов, обеспечение высокой интенсивности товарооборота. Наличие существенных бюджетов на IT позволяет инвестировать в развитие логистики, внедрение профессиональных WMS-систем или собственную разработку ПО. Особенно к повышению уровня автоматизации складов подстегивает развитие сегмента e-commerce, где многообразие складских операций, большой поток заказов, потребность в актуальных данных о проданном товаре и товарных остатках предъявляют высокие требования к функциональности WMS-систем. Кроме того, новые требования исходят со стороны государственных контролирующих органов — например, необходимость передачи данных в системы ЕГАИС и «Меркурий». Максимальный эффект от таких инвестиций в автоматизацию складов можно будет ожидать на горизонте 3-5 лет.
— Готовы ли средние и небольшие розничные компании вкладываться в развитие IT-инфраструктуры складов — и если нет, то почему?
— Как я отметил ранее, в сегменте средних и небольших складов мы не наблюдаем высокого уровня автоматизации. Прежде всего, это связано с небольшими бюджетами компаний на автоматизацию в целом и текущим уровнем развития их бизнеса. Если товарооборот на складе невысокий, а рыночные условия пока не требуют трансформации бизнес-процессов и повышения уровня сервиса, то компании предпочитают бумажный документооборот или простые складские системы учета. Также на развитие небольших компаний в регионах влияет конкуренция со стороны более сильных игроков. Иногда владельцам местных сетей неинтересно вкладывать дополнительные инвестиции в развитие, они готовы продать компанию, получить свой кэшбэк и уйти с рынка.
Розничный сегмент рынка высококонкурентен, многие компании нацелены не только на удержание текущих позиций, но и увеличение рыночной доли и выход на новые рынки. Здесь, с одной стороны, есть понимание, что без дополнительных инвестиций в ИТ не обойтись. С другой стороны, в настроениях менеджмента торговых компаний сегмента FMCG ощущается курс на экономию и минимизацию затрат даже при захвате новых рынков. Компании очень осторожно подходят к строительству складов при расширении географии присутствия, предпочитают пользоваться услугами 3PL-операторов, что на начальном этапе работы в новом регионе — оправданная стратегия. Почти все территориально распределенные компании хотят иметь единый информационный хаб, позволяющий управлять всеми складами из центрального офиса и не тратить значительные средства на штат IT-специалистов на региональных складах.
К развитию и изменению бизнес-процессов подталкивают и новые требования к отслеживанию движения продукции не только в магазинах, но и на складах со стороны контролирующих органов. Соответствовать новым требованиям без изменения бизнес-процессов практически невозможно. Это также приводит к дополнительным инвестициям.
— Какова сегодня роль e-commerce в развитии складской инфраструктуры и связанных с ней технологических решений?
— Пожалуй, взрывной рост e-commerce сегодня является ключевой движущей силой, которая заставляет игроков рынка вкладывать дополнительные инвестиции. Это связано с необходимостью обеспечения высокой скорости обработки заказов от большого количества покупателей, минимального времени их доставки, точной работы с возвратами. С другой стороны, компании стремятся снижать логистические издержки, чтобы обеспечивать конкурентоспособные цены. Обеспечение высокого уровня сервиса клиентам ставится во главу угла.
Поэтому мы ощущаем высокий интерес к возможностям WMS-систем по решению вышеописанных задач. Помимо этого, крупные заказчики e-commerce хотят иметь комплексное IT-решение, интегрирующее сайт, систему управления предприятием с системами складской и транспортной логистики, учитывающими специфику работы с множеством мелких заказов и разными способами доставки. Вместе с тем, на рынке не так много профессиональных систем, которые могут соответствовать данным требованиям. Поэтому нередки ситуации, когда компании склоняются к разработке собственных решений в данной области.
— ConsID предлагает универсальное адаптируемое решение для ритейла на базе системы ConsID WMS. Насколько оно покрывает реальные нужды розничных компаний?
— По нашему мнению, одна из ключевых потребностей розничных компаний — быть гибкими и адаптировать свои бизнес-процессы под меняющиеся требования бизнеса. Наш пакет решений по управлению складской и транспортной логистикой разработан на единой технологической платформе ConsID, которая позволяет быстро и с минимальными трудозатратами реализовывать практически любые функциональные изменения. Например, у ряда наших клиентов адаптация системы под новые требования по контролю оборотов продукции через системы «Меркурий» и ЕГАИС была реализована за 2-3 недели с сохранением непрерывности работы склада.
Реализовав несколько проектов внедрения системы управления складом ConsID WMS на складах торговых сетей разного размера — от 20 магазинов до более чем 1000 магазинов — мы приобрели большой опыт и уникальную экспертизу по решению задач в этой области. Развитый функционал ConsID WMS позволяет обеспечивать оптимальную оборачиваемость товаров на складе, соблюдение температурных режимов хранения, отслеживание сроков годности, работу с весовым товаром, эффективно использовать пространство склада и сокращать время сбора заказов. Бизнес-процессы склада могут быть легко интегрированы с помощью системы управления транспортом ConsID TMS с процессами доставки в конечные магазины. Система управления двором ConsID.YMS позволяет обеспечить управление транспортом на территории склада и оптимизировать очередь из поставщиков и транспорта магазинов розничной сети.
Нами реализован ряд проектов по интеграции складов с системами ЕГАИС и «Меркурий», что позволяет наладить автоматический обмен необходимыми документами к контролирующими органами.
Современная технологическая база позволяет нам передавать инструменты по развитию ConsID WMS конечному заказчику. Таким образом компания способна самостоятельно развивать решение под собственные нужды и разрабатывать новую функциональность по мере развития бизнеса. Это существенно снижает стоимость владения системой на весь долгосрочный период эксплуатации.
— Насколько остра проблема подготовки персонала при автоматизации складских процессов в ритейле?
— В основном все торговые сети имеют тот или иной уровень автоматизации бизнес-процессов — от начальной стадии до работы с WMS. На складах преобладает автоматизация работы с помощью терминалов сбора данных (ТСД), на втором месте идет бумажная технология, далее — конвейеры и автоматизированные склады.
Качество подготовки персонала играет очень важную роль при работе по бумажной технологии, так как в этом случае автоматизация минимальна, а зависимость от человеческого фактора высока. Дело осложняется тем, что помимо понимания бизнес-процессов на складе необходимо хорошо знать товарный ассортимент. Поэтому срок обучения персонала, как правило, в этом случае составляет 2-3 месяца.
Если на складе внедрена WMS-система, то 90% операций проводится под ее контролем, что существенно снижает требования к персоналу. Для обучения работе с терминалом сбора данных и WMS понадобится в среднем от 3 до 5 дней. Если работник уже имел ранее опыт работы с ТСД, то обучение работе с новой системой составит не более 2 дней. По нашему опыту, склад с новой WMS-системой в течение месяца можно вывести на необходимый уровень производительности, даже если персонал на старте имеет минимальную квалификацию.
— В какой момент розничному бизнесу пора задуматься о переходе на серьёзную и качественную систему автоматизации склада?
— Если компания строит новый склад, то планировать его автоматизацию следует на раннем этапе. Частью проекта автоматизации может стать логистическое проектирование склада, которое включает в себя разработку схем планировочных решений и подробное описание будущих бизнес-процессов. Это поможет на начальном этапе проработать стратегию управления товаропотоком, сформировать требования по проектированию складского пространства, расстановке стеллажей.
Но чаще всего мы работаем с компаниями, которые уже используют систему управления складом, однако столкнулись с ограничениями по ее развитию. Компании несут значительные издержки по доработке функционала, а морально устаревшая технологическая платформа не позволяет реализовывать в полной мере новые требования бизнеса. Когда становится очевидным, что текущая WMS-система тормозит развитие складской логистики, приходит понимание необходимости ее замены на современную профессиональную систему.
При выборе новой системы следует тщательно определить бизнес-требования и технологические характеристики, адекватно оценить бюджет проекта. Зачастую заказчик стремится включить максимальный функционал в ограниченный бюджет, что в конечном итоге ставит под сомнение качественную реализацию задуманного. Более разумной альтернативой является стратегия постепенного масштабирования и наращивания функционала. ConsID WMS за счет открытости функциональной реализации и высокой степени адаптируемости позволяет это делать с минимальными временными и бюджетными затратами. Значительно повышает шансы на выбор системы требуемого уровня, скорость и эффективность ее внедрения наличие в штате логиста и IT-специалиста с опытом работы с WMS-системой. Это позволяет избежать конфликта интересов и успешно реализовать проект.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.