Историю развития российского рынка строительных товаров и товаров для дома аналитики агентства INFOLine, стратегического партнера форума «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY», разделили на несколько этапов.

Первый этап (начало 90-х годов): переход к рыночной экономике

Основным субъектом розничной торговли строительными и отделочными материалами, как и всеми другими основными потребительскими товарами, являются рынки.

Второй этап (1995-1999 гг.): появление первых сетей DIY

Развитие современной розничной торговли местными компаниями стартует во второй половине 1990-х гг. с открытием магазинов самообслуживания. Так, в 1997 г. в Санкт-Петербурге начала свое развитие сеть «Максидом». В 1994 г. в Екатеринбурге свой первый магазин открывает компания «Трест СКМ». В этом же году в Калининграде появляется первый магазин «Бауцентр». В 1995 г. в Новосибирске открывается первый «Колорлон».

Третий этап (2000-2004 гг.): появление в России международных игроков

В 2000 г. с открытием своего первого гипермаркета в Москве на российский рынок выходит первый международный игрок, «Икеа», а с 2004 г. стартует активная экспансия сети в регионы. В 2003 г. на рынке появляется крупнейший международный ритейлер формата DIY – компания OBI, а в 2004 г. – Leroy Merlin. Выход на российский рынок крупнейших иностранных игроков существенным образом меняет конкурентную ситуацию на рынке DIY России. Как отмечают аналитики INFOLine, так, чтобы выдерживать конкуренцию коллег из-за рубежа, отечественные компании вынуждены повышать свою эффективность, оптимизировать бизнес-процессы и т. д.

Четвертый этап (2005-2008 гг.): выход российских сетей на федеральный уровень

В этот период формируются российские межрегиональные сети — компания «Трест СКМ», сеть «Максидом» и другие. Также на данном этапе развития DIY&Household ритейла происходит экспансия международных игроков в столицы регионов России (Leroy Merlin, Castorama, OBI и т.д.). Активно осуществляют региональную экспансию (преимущественно на рынки крупных и средних городов страны) российские ритейлеры — целый ряд компаний выходит на федеральный уровень. К концу первого полугодия 2008 г. рынки некоторых крупных городов, в связи с одновременным открытием объектов крупнейших российских и международных ритейлеров, оказываются насыщены гипермаркетами DIY (например, Санкт-Петербург, Краснодар).

Пятый этап (сентябрь 2008 г. – четвертый квартал 2009 г.): экономический кризис

В условиях экономического кризиса игроки рынка DIY и товаров для дома вынуждены существенно корректировать бизнес-процессы, в том числе за счет закрытия нерентабельных торговых объектов и приостановки региональной экспансии («Домовой», «Хоум Центр», «Максидом»). При этом малоэффективные сети с высоким уровнем долговой нагрузки закрывают большую часть своих торговых объектов или становятся банкротами (например, «Санта Хаус», «Лаверна»). В условиях снижения спроса и переориентации потребителей на более низкий ценовой сегмент, приводящих к сокращению выручки сетей, основной задачей компаний становится не расширение площадей, а повышение эффективности бизнес-процессов.

В то же время в связи с девальвацией рубля и переоценкой товарных запасов ряду ритейлеров удается повысить маржинальность бизнеса. В условиях экономического кризиса инвестиционные планы многих из них, особенно российских, существенным образом корректируются, а объекты, размещенные на наиболее высококонкурентных рынках, закрываются. Так, в третьем квартале 2009 г. закрыты гипермаркет «Максидом» в Ростове-на-Дону и «Хоум Центр» в Краснодаре. В июле 2009 г. сети «Метрика» и «Вимос» прекращают процесс объединения (которое предполагалось для повышения устойчивости бизнеса в условиях кризиса) в связи с различием взглядов акционеров на развитие совместного бизнеса.

Шестой этап (2010 г. – настоящее время): период восстановления рынка и усиление конкуренции

В первом полугодии 2010 г. начинается восстановление рынка DIY после экономического кризиса. Крупнейшие российские ритейлеры возобновляют инвестиционные программы, свернутые в кризис. При этом высокий уровень конкуренции на рынках крупных городов делает необходимым поиск новых подходов к развитию бизнеса: в том числе разработку специальных форматов (строительный супермаркет, стройбаза) для малых городов («Метрика», «Вимос», «Петрович» (все Ленинградская область и другие регионы Северо-Западного федерального округа), «Сейд» (Мурманская област)) и усиление позиций на рынках крупных городов с крупными форматами (международные ритейлеры Leroy Merlin, Castorama, OBI, «К-Раута», а также российские сети «Трест СКМ», «Строительный двор» (Тюмень)).

Повышение интереса собственников региональных сетей к выходу из бизнеса в связи с усилением конкуренции и снижением рентабельности вызывает новую волну консолидации рынка. Так, в начале 2011 г. сеть «Старт» приобретает сеть гипермаркетов «Домовой» у холдинга «Адамант», планируя продолжить приобретение активов.

В 2012 г. рынок строительных материалов и товаров для дома переходит на новый этап развития. Экстенсивный рост заканчивается, конкуренция увеличивает требования к маркетингу и рекламе. Повышение операционной эффективности DIY-сетей возможно за счет грамотной ассортиментной политики и развития собственных торговых марок.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments