Электронный магазин "Почты России", который полноценно заработает в 2016 году, станет одним из ее ключевых проектов, рассказали РБК в Минкомсвязи. Госкомпания будет агрегировать предложения онлайн-продавцов, с крупнейшими из них обсуждается комиссия в размере 20%.
О том, что "Почта России" запустит полноценный интернет-магазин, впервые рассказал директор департамента электронной коммерции госкомпании Алексей Вайсберг на конференции Online Retail Russia в апреле 2015 года. Он уточнил, что новый сервис, в рамках которого можно будет заказать любой товар от продуктов питания до мебели, полноценно заработает в 2016 году.
Источник РБК в Госдуме сообщил, что проект "Почты" в сфере коммерции обсуждался на одном из июльских заседаний экспертного совета Минкомсвязи. По словам заместителя министра связи Михаила Евраева, онлайн-площадка "Почты России" станет одним из ключевых ее проектов. РБК узнал подробности схемы работы будущего "ключевого" проекта.
Дороже чем eBay
"Почта" будет заключать договоры с продавцами и зарабатывать на агентской комиссии, рассказал РБК Михаил Евраев. По его словам, эти договоры будут подразумевать как размещение товаров продавцов на интернет-площадке "Почты России" и в бумажных каталогах по всей сети, так и офлайн-торговлю непосредственно в отделениях — в последнем случае речь идет о наиболее востребованных товарных наименованиях.
Источники РБК в крупных интернет-компаниях, которые в разное время вели или ведут переговоры о сотрудничестве с "Почтой", называют модель будущего проекта "гибридной". С одной стороны, предприятие будет торговать партнерскими, а не собственными товарами. Подобную модель агрегации сторонних товаров в интернете называют маркетплейсом. Зарабатывают подобные площадки на комиссии с каждой транзакции. Так работают, например, интернет-гиганты eBay (США) и AliExpress (Китай). С другой стороны, ни eBay, ни AliExpress не предоставляют клиентам возможности сделать заказ через бумажный каталог или в розничных точках, так что по разнообразию каналов продаж будущий проект "Почты" можно сравнивать с крупными ретейлерами вроде "Связного", Enter или "Юлмарта". Последний, как писал РБК, запускает свою торговую площадку-агрегатор для сторонних продавцов.
Размер комиссии, которую предприятие будет брать с партнеров-продавцов, представитель "Почты" не раскрывает. По информации двух собеседников РБК в разных интернет-магазинах, знакомых с планами "Почты", размер комиссии, которая обсуждается с потенциальными партнерами, — до 20%. Кроме того, партнер берет на себя расходы по изготовлению печатных каталогов и предпродажную подготовку заказов клиентов. Один из источников РБК говорит, что "Почта" также настаивает на гарантии "наличия товарных запасов", по словам другого — на том, что партнер берет на себя "затраты на маркетинг".
По словам источника в компании Biglion, которая была партнером в первом пилотном торговом проекте "Почты", в этом проекте комиссия составляла 19%. Для сравнения: eBay оставляет себе до 10% от итоговой суммы заказа, AliExpress — 5%, партнерская комиссия у крупнейшего российского маркетплейса Wikimart.ru (более 2 млн товаров от 7 тыс. магазинов) — от 2,2 до 15% в зависимости от категории. Только "Юлмарт" планирует работать с большей комиссией — до 25%.
По словам представителя "Почты", на первом этапе предприятие отберет несколько партнеров — крупных игроков рынка электронной торговли, "гарантирующих высокое качество сервиса". Он отказался сказать, сколько будет этих партнеров, и назвать конкретные компании. Источники РБК в онлайн-магазинах уточняют, что поначалу речь будет идти об одном-двух партнерах в каждой из товарных категорий. Собеседник в "Почте" отметил, что число партнеров будет только расти — в том числе за счет привлечения частных предпринимателей, которые смогут продавать, например, мед. Также предприятие планирует подключать к площадке и зарубежных торговых партнеров, сообщили в "Почте". В июне этого года гендиректор "Почты" Дмитрий Страшнов в интервью РБК рассказывал, что компания не стремиться стать аналогом eBay или Amazon — задача предприятия сделать так, чтобы и eBay, и Amazon пользовались его услугами.
По мнению одного из собеседников РБК в крупном онлайн-магазине, сотрудничество с "Почтой" — шанс привлечь аудиторию, которая до сих пор не имеет доступа в интернет. Но высокая комиссия пугает потенциальных партнеров. Источники РБК на рынке e-commerce говорят, что несколько компаний уже отказались от сотрудничества с "Почтой России", сочтя его условия экономически невыгодным из-за высокой себестоимости — большой комиссии, необходимости нести дополнительные расходы на IT и маркетинг, обязательств иметь складские остатки и проводить все транзакции на стороне "Почты". При этом, по их словам, маржа в приоритетных категориях будет невысокой.
Потенциальный эффект
Электронный магазин, как объясняет Евраев, в перспективе должен приносить дополнительный доход "несколько миллиардов рублей в год", что поможет "Почте" компенсировать затраты на свою разветвленную сеть.
Какую конкретно статью в финансовой отчетности "Почты России" подразумевал Евраев под "доходами", замминистра не уточнил. По итогам 2014 года выручка почтового ФГУП, по данным СПАРК-Интерфакс, составила около 140,4 млрд руб., чистая прибыль — 1,2 млрд руб., а валовая оказалась отрицательной — минус 1,1 млрд руб.
Чтобы выйти на оборот в несколько миллиардов рублей в год, предприятию необходимо иметь широкую линейку товаров, считает председатель комитета по почтовой логистике Национальной ассоциации дистанционной торговли Игорь Зубов. Ни в первый, ни во второй год работы интернет-магазина предприятию не удастся это сделать, считает он.
Торговые площадки в интернете есть у каждой государственной почтовой компании — и в Белоруссии, и в Казахстане, продолжает Зубов, но интернет-магазин не является серьезной доходной частью этих предприятий. Задача "Почты" — стать агрегатором для продавцов и увеличить оборот доставляемых посылок, отметил Зубов. Ежегодно "Почта" доставляет более 2,5 млрд писем и около 140 млн посылок. Ежегодный объем транзакций, которые проходят через "Почту", составляет 3,5 трлн руб. (пенсии, платежи и переводы).