Министерство экономики Ростовской области подвело итоги развития потребительского рынка региона за шесть месяцев текущего года. Согласно официальным данным, в этот период товарооборот снизился в целом на 7,5%. Однако при этом в крупноформатных сетях он увеличился более чем в два раза. Аналитики считают, что в связи с кризисом происходит переток покупателей из супермаркетов и магазинов с ценовой политикой выше среднего в сети типа дискаунтер, что приведет в пересмотру ценовой политики учасниками рынка розничной торговли региона.
Подводя итоги развития потребительского рынка товаров и услуг в Ростовской области, начальник управления потребрынка Минэкономики области Андрей Иванов сообщил, что в регионе происходит изменение структуры торговли и потребления. По его данным, доля крупноформатных магазинов в области составила 30%, 13% занимают розничные рынки (на 0,5% больше, чем в 2008 году), 57% принадлежат магазинам «в шаговой доступности» или супермаркетам «возле дома».
Однако, по его словам, магазинам «в шаговой доступности» стало сложнее бороться с возросшей популярностью крупноформатных сетей, развитие которых продолжается практически докризисными темпами. Господин Иванов привел в пример планируемое открытие третьего гипермаркета «Ашан», а также планы X5 Retail Group по открытию дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток» в шести крупных городах области.
Господин Иванов отметил, что товарооборот в целом по Ростовской области снизился на 7,5%, по сравнению с прошлогодним ростом 18%. Он уточнил, что это произошло в основном за счет снижения спроса на товары длительного пользования. Вместе с тем, по его словам, на фоне общего снижения обороты крупноформатных сетей в регионе выросли. «Например, гипермаркет „Ашан“ за первое полугодие 2009 года нарастил обороты более чем в два раза. При этом резкого изменения продуктовая корзина не претерпела, но уменьшился средний кассовый чек», — сообщил господин Иванов.
В Ростовской области представлены магазины сетей X5 Retail Group — крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания, развивает три формата: дискаунтеры «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель». Также представлены французская сеть Auchan Group — гипермаркеты «Ашан», сети «О’кей» и «Метро». В формате супермаркетов и магазинов в шаговой доступности работают сети «Империя продуктов», «Солнечный круг», «В двух шагах» и т.д. В формате дискаунтер — магазины сети «Магнит» (ЗАО «Тандер»). В 2009 году открылись новые торговые объекты «Апекс», «Росток».
Как сообщал „Ъ“, второй гипермаркет французской сети Auchan Group — «Ашан-Орбитальная» открылся в канун 2009 года. Общий объем инвестиций в строительство торгового комплекса, где разместился «Ашан», составил $107 млн. На момент открытия второго магазина сети эксперты не прогнозировали изменение сил в региональном ритейле, поскольку, с их точки зрения, по транспортной доступности он существенно проигрывал гипермаркетам «О’кей», расположенным в спальных районах Ростова. Однако по итогам первого полугодия французский ритейлер вышел в лидеры, уверены аналитики.
Кроме того, значительно укрепили позиции такие дискаунтеры, как «Магнит» (ЗАО «Тандер») и «Пятерочка» (X5 Retail Group). По данным аналитика «Тройка-Диалог» Ивана Ковалева, «Тандер» нарастил обороты по итогам второго квартала 2009 года на 30%, X5 Retail Group — на 46%.
Аналитик сообщил, что за первое полугодие 2009 года отмечен рост числа покупателей в дискаунтерах. «Очевидно, что происходит переток потребителей в сетевые, крупноформатные магазины с более гибкой ценовой политикой, поэтому магазины формата „возле дома“ и „в шаговой доступности“ или же супермаркеты типа «Зеленый перекресток», чтобы удержать товарооборот, будут вынуждены пересмотреть свою ценовую политику», — делает вывод эксперт.