Девальвация и эмбарго на продукты питания пока не сделали российского производителя более конкурентоспособным. Импортная составляющая в российских товарах по-прежнему высока, а реальные доходы населения падают из-за кризиса. В результате 60% российских предпринимателей собираются поднять цены до конца года. В более выигрышной позиции вновь зарубежные компании.
Импортозамещение остается одной из самых обсуждаемых тем в России. Во вторник этот вопрос стал одним из ключевых на форуме "Объединенного народного фронта" (ОНФ), в работе которого принял участие Владимир Путин.
Власти рассчитывали, что контрсанкции и девальвация рубля помогут отечественному производителю потеснить импортную продукцию. В первую очередь в пищевой промышленности. "Безусловно, само по себе это создает более конкурентоспособные условия для наших, отечественных, товаропроизводителей", — комментировал Путин введение запрета на ввоз в РФ фруктов, мясной и молочной продукции из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии 7 августа 2014 года.
Теоретически это вполне обоснованно: снижение курса национальной валюты при прочих равных условиях должно повышать стоимость импортных товаров и увеличивать на этом фоне привлекательность местной продукции. Запрет на ввоз должен высвобождать ниши для отечественных продуктов. Однако ничего подобного пока не наблюдается.
Одна из причин в том, что существенная часть сырья для российских товаропроизводителей, равно как технологии и оборудование, импортируется.
Производитель кондитерских изделий в России концерн "Бабаевский", в частности, может прекратить выпуск некоторых продуктов, пока ищет альтернативных поставщиков импортного сырья. У концерна это орехи, которые запретили привозить из США и ЕС. Кроме того, контрсанкции привели к резкому росту цен на орехи, как говорится в квартальном отчете компании: например, фундук подорожал на 28%. То, что не подпало под российское эмбарго, дорожает из-за падения рубля. Так, какао-бобы стали дороже на 18,6%, сахарный песок — на 17%, шоколадная масса — на 36,8%.
"Мясопроизводители используют такие импортные продукты, как соевые жиры, аминокислоты, концентрированные корма, а также генетические материалы. Естественно, рост цен на эти продукты ведет к росту цен себестоимости", — говорит президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян. Мясоперерабатывающая отрасль, как подсчитало Минэкономразвития, сильнее всего пострадала от прекращения импорта сырья из ЕС и Канады.
От импорта зависит не только производство продуктов питания, но и легкая промышленность. "Основной объем импорта в отрасли приходится на сырье: натуральные (хлопковые) и синтетические волокна, пряжу, ткани, причем как натуральные, так и синтетические. Повышение их стоимости, само собой, повлечет повышение стоимости конечной продукции", — пояснил президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), член Общественной палаты РФ Андрей Разбродин.
Еще одна причина — ожидающееся падение потребительского спроса из-за снижения покупательной способности населения.
Из-за инфляции реальная зарплата не растет. "В августе — сентябре произошло знаковое для нашей экономики событие — реальная зарплата стала снижаться не только в текущем, но и в годовом выражении, — отмечает ведущий эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов в "Комментарии о государстве и бизнесе". — За последние 14 лет такое наблюдалось лишь во время острой фазы кризиса 2008–2009 годов". В августе и сентябре годовые темпы роста реальной зарплаты опустились до -1,2 и -1% соответственно.
На потребительском спросе это пока не сказалось. "Потребление населения в августе — сентябре, напротив, демонстрировало повышение годовых темпов роста (которые, впрочем, продолжали оставаться низкими): 1,2, 1,4 и 1,7% в июле — сентябре по розничному товарообороту; 0,8, 1,0 и 1,9% в платных услугах населению, — констатирует Кондрашов. —
За таким видимым позитивом несложно разглядеть ажиотажный характер потребления на фоне очередного витка девальвации".
Однако Минэкономразвития прогнозирует, что, например, потребление молочной продукции снизится уже по итогам 2014 года — до 243 кг на человека против 248,8 кг в 2013 году. "Снижение спроса возможно в рамках общего снижения потребительского спроса и снижения уровня доходов", — признает пресс-секретарь Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жебит. "Во время кризиса традиционно на несколько процентных пунктов снижается потребление мяса, показали кризисы 1998 и 2008 годов", — говорит Мамиконян. Он прогнозирует снижение потребления мяса на 5%. "Первоочередной выбор покупателей будет сделан в пользу предметов первой необходимости. Для сравнения: в структуре расходов населения одежда и белье составляют 5,55%, обувь — 2,3%, трикотажные изделия — 1,33%", — делится проблемами своей отрасли Разбродин.
Санкции Запада, запретившие выдавать долгосрочные кредиты ряду российских заемщиков, создали дополнительные сложности, сузив доступ к кредитованию за рубежом. ЦБ, борясь с инфляцией и падением курса рубля, дополнительно осложняет жизнь производителям.
"Молочная отрасль находится в кризисном состоянии, и новых инвестпроектов на рынке появляется немного, а рост курса доллара и евро, конечно, не будет способствовать росту инвестиционной привлекательности отрасли", — говорит Жебит.
Начиная со второго полугодия 2014 года рост легкой промышленности начал серьезно замедляться. В Союзлегпроме это объясняют ухудшением условий кредитования. "Стали почти недоступны не только длинные деньги (инвестиционные), но и короткие кредиты на пополнение оборотных средств. Многие предприятия отрасли, активно работающие с сетевым ритейлом, поставлены на грань выживания", — рассказал Разбродин. В сентябре ситуация, по его словам, особенно резко ухудшилась. И вряд ли стоит ждать улучшения: 31 октября ЦБ поднял ключевую ставку на полтора процентных пункта, с 8 до 9,5%.
В таких условиях многие производители вынуждены поднимать цены.
"В планах 60% предпринимателей в конце года повысить отпускные цены", — сообщил Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в обзоре "Деловой климат в оптовой торговле в третьем квартале 2014 года и ожидания на четвертый квартал". При этом 65% предпринимателей уже подняли цены реализации. Другой опрос — представителей промпроизводства — показал, что только в октябре 12% предприятий уже подняли цены на свою продукцию и 28% ощутили рост цен на сырье и материалы.
В Союзмолоке "Газете.Ru" рассказали, что потребительские цены на цельное пастеризованное молоко с начала года уже выросли на 10,2%, на сливочное масло — на 11,2%, на сыры — на 9,5%.
"Производители, даже если захотят, не всегда могут компенсировать повышение себестоимости повышением цен, поскольку конкуренция в отрасли очень высокая. Самый крупный производитель мясопродукции имеет долю на рынке не выше 3–5%, а на рынке птицы — не более 10–12%", — комментирует Мамиконян. Импортозамещение, по его словам, будет постепенно расти в ближайшие два года. "На 50% это заслуга отечественных производителей (в первую очередь курицы и свинины), которые будут наращивать производство. Но на 50% виной будет снижение потребления мяса в России", — пояснил Мамиконян, добавив, что не повышать конечные цены при росте себестоимости могут только сильные и крупные компании.
Сложившаяся ситуация в конечном счете выгодна скорее крупным западным компаниям: пережить этот кризис в России им будет проще.
"Они уже не раз все это проходили и знают, как работать в тяжелых экономических условиях и условиях высокой конкуренции. И в этом смысле ничего хорошего не ждет наших производителей", — считает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Татьяна Комиссарова. Тем более что поведение потребителя становится ближе к европейскому. По словам Комиссаровой, потребитель стал более рационалистичен. Оказавшись стесненным в средствах, он рационализирует свой бюджет, учитывает соотношение цены и качества, скидки. "Потребитель уже изменился, и с таким потребителем придется жить как минимум ближайшие три года", — комментирует профессор.