Америка открыла сезон рождественских распродаж, потратив за три дня рекордные 52,4 млрд долларов. Аналитики гадают: мешает покупкам кризис или, наоборот, их подстегивает?

В Америке до сих пор спорят, почему первую после Дня благодарения пятницу с конца 1960-х называют "черной". Солидный журнал для потребителей Consumer Reports утверждает, что название возникло из-за непролазных пробок во время распродаж. А вот сотрудники Национальной федерации розничной торговли объясняют его тем, что в этот день "по-черному" приходится работать и продавцам, и покупателям.

Как бы то ни было, накануне "черной пятницы" Америку волнует лишь два вопроса: во сколько откроют двери торговые сети и чьи скидки будут самыми-самыми. Сводки с потребительских фронтов публикуют все газеты, подробно перечисляя, на сколько процентов будут снижены цены в популярных магазинах, а телеканалы начинают выпуски новостей с известий о том, кто откроется первым.

По традиции покупательская лихорадка должна начинаться ровно в 4 утра и заканчиваться спустя трое суток. Но в последние годы владельцы магазинов решили, что ни рекордный уровень безработицы, ни небывалый размер госдолга (15 трлн к концу 2011-го), ни крайне пессимистичные прогнозы по поводу будущего экономики не мешают изменить правило. Поэтому в этом году многие магазины для не слишком богатых открылись в полночь. А сетевые Toys "R" Us, Wal-Mart и Target и вовсе в 10 вечера четверга.

Но и это не сняло ажиотажа. Поскольку продавцы сообщают, сколько товара будет продано по спеццене, то очереди возле магазинов Best Buy, объявивших об уценке нескольких тысяч широкоэкранных телевизоров до 200 долларов, выстроились еще утром в среду. А открытия универмага сети Macy’s на Манхэттене, по данным полиции Нью-Йорка, ожидало не менее 9 тысяч человек.

Впечатлили и первые итоги "дня самых больших скидок": те же эксперты Национальной федерации розничной торговли свою аудиторию недооценили. Накануне продаж они осторожно предполагали, что в магазинах США сделают покупки около 152 млн человек, а их оказалось 226 млн, причем общая сумма покупок составила 52,4 млрд. Остается понять, о каких тенденциях в США и мире позволяют говорить эти цифры.

Впрочем, одна тенденция уже очевидна: рекордные показатели обеспечили магазины не для богатых. "Большинство покупателей, делавших покупки в том же Wal-Mart или Target в 10-11 вечера в четверг, пришли в магазины с детьми потому, что не могут заплатить няне,— уверяет президент консалтинговой фирмы Customer Growth Partners Крэйг Джонсон.— Немало и тех, кто просто не мог купить тот же телевизор в другой день".

А вот владельцы дорогих магазинов "черной пятницы" не заметили. 25 ноября элитные Saks Fifth Avenue и Nordstrom открылись как обычно, в 10 утра. Специальное предложение сделали только хозяева сети Neiman Marcus: на продажу были выставлены 10 Ferrari цвета "серебристый металлик" по спеццене в 395 тысяч долларов. К каждой машине прилагался дорожный набор из нескольких чемоданов, обтянутых коричневой кожей в цвет сидений. Все Ferrari были проданы в течение 50 минут.

 

Будем тратить. Экспертиза

Дэйл Кларк, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PwC в России

Распродажи, а особенно предновогодние,— это всегда арена острой конкурентной борьбы. Ведь фактически предприятия розничной торговли "сражаются" за одного и того же потребителя. В этом плане российские распродажи похожи на зарубежные. Но некоторые отличия все же есть. Во-первых, уровень конкуренции за покупателя в предновогодние дни на Западе немного выше, чем в России, поэтому в США или Европе люди имеют больше возможностей совершить действительно выгодные покупки. Во-вторых, западные распродажи имеют более продуманный и совершенный характер, чем в России. Наши компании чаще всего понимают под предновогодними распродажами обыкновенное снижение цен. В Европе и США помимо скидок торговые сети часто заключают соглашения с другими компаниями, чтобы сформировать так называемый пакет товаров. Например, если вы покупаете новый телевизор, вы можете получить в придачу тур, чтобы поехать в отпуск всей семьей. Наконец, в Европе и США распродажи продолжаются и после праздников. Это помогает продавцам реализовать товар, не распроданный до Нового года. Скидки в посленовогодние распродажи, как правило, очень высоки. В России этого пока практически нет.

Что касается праздничного сезона этого года, то мы ожидаем, что россияне потратят на подарки больше денег, чем в предыдущем году. Мы прогнозируем, что главный спрос придется на новые технологии, например бытовую технику и электронику. Самым желанным подарком станут смартфоны и планшетники. Чаще технику будут покупать именно через интернет-магазины, в которых просто сравнить цены, заказать доставку на дом. В среднем продажи электроники через интернет-каналы могут увеличиться на 20-30 процентов по сравнению с 2010 годом. Это вполне соответствует общемировому тренду.

Сложно сказать, будем ли мы больше тратить на подарки и в следующем году. Неопределенность перспектив мировой экономики и, что важнее, еврозоны влияет на уровень потребительской уверенности населения России. Кроме того, существуют опасения из-за уровня инфляции в 2012 году и того, какие обменные курсы валют нас ждут. Пока российские потребители ведут себя более чем уверенно.

В погоне за скидками. Подробности

Шопинг, чуть ли не отдельный вид спорта для целых наций, продолжает ставить свои рекорды.

Борец с очередями

20 человек, стоявших в очереди,— ровно стольких удалось нейтрализовать молодой американке в гипермаркете Лос-Анджелеса Wal-Mart в этом году. Опасаясь, что она не успеет купить игровую консоль Xbox, девушка распылила перцовый газ. Еще несколько человек пострадали в возникшей давке.

Украденный праздник

В январе 2010 года европейские магазины объявили, что за время рождественских распродаж было украдено товаров на общую сумму в 5,5 млрд евро — рекордная сумма за последние 10 лет. Половина краж — на совести покупателей, остальное украли сами сотрудники торговых центров и их поставщики.

Стражи распродажи

По меньшей мере 10 полицейских пострадали в ходе распродаж весной 2010 года в Англии. Крупный сетевой магазин одежды анонсировал в интернете крупные скидки всем покупателям, которых в итоге набралось более 2 тысяч. Чтобы справиться с потоком людей, полицейские вынуждены были ограничивать вход в магазин. За что и были побиты недовольными.

Постоянная клиентка

В 2007 году в Америке был установлен своеобразный рекорд по времени, которое было потрачено на шопинг. Он принадлежит пожилой женщине (имя и возраст указаны не были) из города Лилберн, штат Джорджия. Накануне Нового года она провела в торговом центре три дня подряд, с перерывами на короткий сон на скамейке и еду в местных кафе.

Брифинг

Илона Лепп, директор по развитию бизнеса в странах Северо-Восточной Европы компании Nielsen

Потребитель стал более рациональным. Он стал понимать, что экономить — это не стыдно. Если раньше говорили, что 100 рублей — это не деньги, то теперь все по-другому. Во время рецессии больше всего пострадали такие продуктовые категории, как сигареты, пиво, снеки, потому что без этого можно жить. Потребитель как мыл голову, так и продолжает мыть, как стирал вещи, так и стирает,— здесь полной экономии не может быть, но он мог переключиться на более дешевые товары.

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов

Со стороны может показаться, что в России все магазины готовы работать и днем, и ночью, только бы больше заработать. А европейцы, напротив, за покупателями особенно не гоняются и рано закрываются. На самом деле это не так. Если посмотреть на такой показатель, как количество торговых площадей в расчете на одного жителя, то в Европе он значительно выше. Например, в Германии в среднем на одного жителя приходится 2,3 квадратных метра магазинных площадей, а в Москве — только 0,6, в Перми — 0,3. Так что российские ритейлеры просто пытаются адекватно удовлетворять спрос. Пускай и ночью.

Ксения Собчак, телеведущая

Я предпочитаю не превращать покупку подарков в какое-то массовое событие. Все-таки своим друзьям я подбираю какие-то личностные вещи, собираю их в течение года, а не в последние недели. Хотя могу сказать, что распродажи в России точно стали лучше, чем, скажем, 5 лет назад. Как и все, что касается потребительских ценностей в принципе. Понятно, что распродажи несут скорее эмоциональное удовлетворение, нежели какие-то реальные выгоды для нас, покупателей.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments