Аркадий Пекаревский обменял бизнес на свободу по не самому выгодному курсу. Он вышел из большой семейной компании — одежной корпорации Sela, чтобы организовать крохотное, но на 100% свое производство.
Несколько лет назад Аркадий Пекаревский прочитал четырехтомник Эрнста Мулдашева "В поисках Города Богов" и решил повторить маршрут героя книги. Он пролегал вокруг горы Кайлас в Гималаях. По легендам, гора когда-то была центром мира и обителью богов. Тибетские буддисты -считают, что человек, обошедший ее, очищается от всех грехов.
В одиночку Пекаревский прошел 53 км на высоте 5 тыс. м над уровнем моря. Самый сложный участок маршрута — "ворота смерти", где путешественнику нужно протиснуться через узкий проход между скалами. В какой-то момент бизнесмен понял, что застрял. Кислорода на такой высоте не хватает, сил почти не осталось, но он снял куртку, оставил лишний груз и все-таки пролез. "Я почувствовал себя абсолютно свободным",— говорит Пекаревский. Похожие ощущения он испытал, когда в июле прошлого года продал долю в компании Sela своему партнеру и двоюродному брату Борису Остроброду.
Трещина в скале
— Саморезы? Конечно, есть… дома. Сколько вам нужно? — Аркадий Пекаревский с минуту говорит по мобильному, прежде чем признаться, что -человек не туда попал.
Сейчас у Пекаревского хватает времени и на телефонные розыгрыши, и на долгие прогулки по Петербургу. Но так было далеко не всегда. В конце 1980-х выпускник Ленинградского горного института имени Плеханова торговал арбузами, спиртом Royal и фотографировал иностранцев на Невском проспекте. Инициатором создания крупного бизнеса стал брат Борис, эмигрировавший в Израиль. Он успешно продал в Россию партию китайских пуховиков, после чего братья на паритетных началах учредили компанию Sela ("скала" на иврите) и занялись импортом одежды. Оптовики не спешили расплачиваться за поставки, поэтому в 1997 году братья открыли свой первый магазин. Sela отшивала недорогую одежду на китайских фабриках, а торговала преимущественно в регионах, где конкуренция была ниже, чем в Москве.
Борис отвечал за производство и общее руководство бизнесом, Аркадий — за розницу и брэндинг. К 2008 году оборот Sela достиг $200 млн. Однако между братьями стали возникать разногласия. Например, Аркадий хотел привлечь в Sela инвесторов, а потом и вовсе продать компанию: "Чем больше бизнес, тем больше риски — в любой момент ты можешь потерять все". Борис считал, что нужно сохранить семейный бизнес.
В 2007 году Пекаревский продал брату 5% компании и отошел от оперативного управления. В 2008-м он начал переговоры с инвестфондами о продаже еще 25-30%, но настал кризис, и сделка не состоялась. Более того, Аркадию пришлось вернуться в компанию, продажи которой упали из-за кризиса на 20%. Он закрыл 30 убыточных магазинов из 560. Партнеры придумали антикризисные форматы Sela Mini (от 30 кв. м, тогда как площадь обычной Sela начинается от 100 кв. м) и Sela Kids, поскольку рынок детской одежды пострадал меньше, чем рынок взрослой. К 2010 году Sela вышла на докризисные показатели выручки. Однако Пекаревский решил окончательно уйти из большого бизнеса.
Детали сделки братья не раскрывают. На рынке 45%, остававшихся у Пекаревского, оценивают в $90 млн. Аркадий признает, что получил меньше: "Это была внутрисемейная сделка, к которой нельзя подходить с рыночными оценками. Главное для меня, что братья остались братьями".
Оказавшись не у дел в 45 лет, Пекаревский подхватил вирус "болезни богатых": "Базовые потребности удовлетворены, а дальше-то что?" Тогда Аркадий запустил несколько небольших проектов, чтобы занять себя и не рисковать всеми деньгами сразу.
Шоколадка на сдачу
"Фабрика — это, конечно, громко -сказано. Все у нас пока маленькое и кривое",— говорит Аркадий Пекаревский, вылезая из Land Rover. Он явно стесняется показывать производство. Кондитерская фабрика "Ацтек"
находится в небольшом помещении на окраине Петербурга. Потолок в разводах от протечек, стены обшарпанные, а двигатель одного из станков охлаждается бытовым вентилятором. Между фасовочными линиями стоят коробки с готовой продукцией — шоколадом и марципанами, которым не хватило места на складе.
Эту фабрику Аркадий основал вместе с братом еще в 2002 году. -Главный инженер "Ацтека" израильтянин Михаил Френкель собрал производственные линии из бэушного оборудования. Фабрика обошлась в 30 млн руб.— в два-три раза дешевле, чем стоил бы новый цех "под ключ". Правда, многие операции на "Ацтеке" делаются вручную. Мощность фабрики всего 100 тонн в год. Для сравнения: шоколадная фабрика Kraft Foods в Покрове Владимирской области выпускает 80 тыс. тонн.
Братья доверили "Ацтек" Френкелю, но он проживал в Израиле и управлять дистанционно у него не получалось. Шесть лет производство -балансировало на грани рентабельности, требуя незначительных дополнительных инвестиций. -Кондитерский бизнес — -сезонный. Пик спроса выпадает на новогодние праздники, а тратиться на содержание фабрики надо круглый год. Владельцы Sela постоянно покрывали кассовый разрыв. В 2008 году на это потребовалось около 600 тыс. руб.— сумма ничтожная, но для Бориса Остроброда она стала последней каплей. Он предложил закрыть производство. -Пекаревский был против: "Жалко стало бизнес". Кассовый разрыв он покрыл из собственных средств и, доплатив брату "незначительную сумму", стал основным владельцем "Ацтека".
"Своя шоколадная фабрика — это же детская мечта",— улыбается Пекаревский. Он охотно пробует и обсуждает кондитерские новинки с сотрудниками фабрики. Недавно с удовольствием посмотрел фильм "Шоколад". Пока так же, как и у героини картины, мечта Пекаревского осуществляется с переменным успехом.
Марципановая мистика
Motto, Chocco, "Итальянский Петербург" и "Русский марципан" — раньше фабрика "Ацтек" продавала свою продукцию под разными торговыми марками. Пекаревский решил разработать единый брэнд. Маркетологи придумали более 50 вариантов названия. Пекаревский выбрал Grondard — слово показалось ему звучным. Вскоре выяснилось, что Grondard — это французская марка шоколада, который выпускали до 1915 года. "Это же мистика настоящая: мы-то считали, что придумали новое слово",— до сих пор удивляется Пекаревский.
Шоколадных фабрик вроде "Ацтека", в России сотни. Конкурировать с гигантами — Kraft Foods, "Объединенными кондитерами" (группа "Гута"), "СладКо" (Orkla) и фабрикой "Россия" (Nestle) — они не могут. Поэтому выпускают private label для розничных сетей и дешевые конфеты вразвес или, наоборот, премиальный шоколад. Например, подмосковная "Конфаэль" продает дорогой шоколад ручной работы на $20 млн в год. Питерская "Шокобокс" выпускает конфеты по мотивам блога Алексея Навального.
"Ацтек" тоже пытался занять нишу необычных сладких подарков — делал, например, пивные бутылки из шоколада для компании "Балтика". Но корпоративных заказов было слишком мало. Поэтому в 2010 году Пекаревский решил, что главным продуктом станут конфеты из марципана. Их изготавливают из измельченного миндаля и сахарной пудры. В Европе они популярны и занимают 10% кондитерского рынка. В Россию импортируются марципаны под брэндами Mozart Reber, George Lemke и Niederegger. Но исследовательские компании даже не выделяют марципаны в отдельную категорию. Они продаются в премиальных сетях. Продукция "Ацтека" в полтора-два раза дешевле. По расчетам Пекаревского, его -фабрика уже выпускает больше марципанов, чем составляет совокупный импорт западных производителей в Россию.
"Новая свободная ниша, невысокие затраты и перспективы бурного роста",— загибает пальцы Пекаревский. Работать на перспективу — дело рискованное. "Аркадию предстоит почти с нуля создавать новый рынок — это долго и дорого",— говорит председатель совета директоров "Конфаэль" Ирина Эльдарханова.
На модернизацию производства, разработку новой упаковки и организацию дистрибуции Пекаревский -потратил около $2 млн. Раньше "Ацтек" работал преимущественно с несетевой розницей и дистрибуторами. Пекаревскому удалось договориться о поставках в Metro Cash & Carry, "О’кей", "Ленту" и "Дикси".
На крупные сети приходится около 70% выручки "Ацтека". Но, как и в случае с одеждой, Пекаревский решил развивать собственную розницу — это и рекламный инструмент, и надежный канал сбыта. Ирина Эльдарханова с Пекаревским согласна: "Конфаэль" открыла 22 бутика, в основном в Москве, и сейчас на них приходится 30% оборота компании.
Мимо трафика
Торговый центр "Июнь" на окраине Петербурга. Напротив входа расположилась торговая точка Grondard площадью 8 кв. м. "А где же кофейная машина, столики?" — спрашивает продавщицу Пекаревский. Та объясняет, что столики пришлось убрать по требованию администрации торгового центра еще два месяца назад: они занимают место, которое не входит в аренду. Кофемашину она выключила, так как закончились брэндированные стаканчики. Кофе работодателю продавщица все-таки наливает в обычный стаканчик.
В новом розничном бизнесе Пекаревский набил шишек, где только можно. В 2010-м он рассчитывал за три года выстроить сеть из 500 преимущественно франчайзинговых -магазинов Grondard. Прошлой осенью и зимой он открыл 20 собственных точек Grondard площадью 8-12 кв. м в Москве, Петербурге и регионах. Инвестиции в каждую составили -200-400 тыс. руб., которые должны были отбиться за полгода-год. Но осуществить амбициозные планы не удалось. Например, Пекаревский открыл Grondard в полупустом ТЦ "Рио" на Ленинградском шоссе. Бизнесмен полагал, что арендаторы вскоре по-явятся и трафик будет расти. Однако произошло все на-оборот. "Торговый центр на Ленинградском шоссе — один из самых проблемных наших активов,— признает Ирина Каграманова, пресс-секретарь ГК "Ташир", которая строит центры "Рио".— Покупателей стал -оттягивать расположенный по соседству ТЦ "Метрополис", часть арендаторов ушла".
В "Рио" на Дмитровском шоссе проблем с трафиком нет, но Пекаревский ошибся с расположением -внутри торгового центра, открыв Grondard на фуд-корте. Оказалось, что люди приходят туда поесть, а не за марципанами.
Через полгода Пекаревский решил закрыть десять московских и региональных точек и вывести в плюс розничный бизнес в Петербурге.
С Аргентины на землю
Из Тибета Аркадий Пекаревский приехал с ощущением свободы, а идею, как должен выглядеть кондитерский магазин, он привез из Аргентины. Ему очень понравилась популярная там сеть Havana, где продают всего три вида печенья и кофе. "Аргентинцы любят зайти в кондитерскую буквально на пять минут",— рассказывает Пекаревский. Он ограничил ассортимент Grondard 150 товарными позициями. Но в России люди проводят в кондитерской не пять минут и привыкли к широкому выбору.
Так что летом 2011 года Пекаревский пополнил ассортимент сувенирным шоколадом с видами Петербурга, а также леденцами. К зиме ресторанный холдинг Ginza Project начнет -варить для компании Пекаревского варенье, которое будут упаковывать в банки с логотипом Grondard.
Ассортимент марципановых бутиков вырос до 200 позиций, из них лишь половина выпускается на собственной фабрике. Выручка в среднем -увеличилась на 70-80%. Самая выгодная точка Grondard в Гостином дворе, на открытие которой Пекаревский потратил около 400 тыс. руб., приносит 400 тыс. руб. выручки и 115 тыс. руб. чистой прибыли в месяц. Но таких успешных магазинов из десяти только два. Шесть окупятся, по планам, за год. Два до сих пор не могут выйти на операционную прибыль.
Пекаревский надеется, что новогодние продажи улучшат финансовые результаты и развитие сети возобновится с начала 2012 года. Сейчас он подыскивает новое помещение для фабрики, чтобы увеличить -мощность производства. Несмотря на провал московского эксперимента, выручка "Ацтека" растет: с 52 млн руб. в 2009 году до 87 млн руб. в 2010-м. По итогам 2011-го она должна составить 125 млн руб., и фабрика впервые получит операционную прибыль. По замыслу Пекаревского, через три года выручка достигнет 500 млн руб., а вложения в бизнес окупятся. Если этого не произойдет, роль "подушки безопасности", как это принято в России, сыграет недвижимость.
Коммерческую недвижимость в Петербурге Аркадий Пекаревский скупал с начала 2000-х — сейчас ему принадлежит несколько тысяч квадратных метров офисов и торговых площадей. Этим летом он принялся строить коттеджный поселок "Новое Сойкино" на 20 га в 8 км от Северной столицы. Землю он купил еще до кризиса в надежде с выгодой -перепродать, но не успел. Инвестиции в проект составят около $10 млн, которые Пекаревский вкладывает совместно со строительной компанией "Вереск" (ей принадлежит 40% в проекте). Партнеры собираются построить 140 домов площадью 150-200 кв. м. Их цена для потребителя — 5-7 млн руб.
По мнению консультантов из компании Colliers International, "Новое Сойкино" будет пользоваться спросом благодаря удачному -расположению. Официальные продажи стартуют осенью, но уже сейчас Аркадий продал два дома своим друзьям.
Человек с веслом
Аркадий Пекаревский стоит на берегу Невы, на стрелке Васильевского острова. В одной руке у него весло, в другой — бумажный кораблик. -После посещения фабрики и магазинов он демонстрирует свой самый необычный бизнес. Этим летом вместе с писателем Семеном Альтовым он открыл точку на берегу Невы, где туристы могут за 50 руб. купить кораблик, спустить его на воду, подтолкнуть веслом и загадать желание. Бизнес "Нева — река надежды" крохотный, даже если традиция приживется. Но Пекаревскому нравится: "Идея добрая и трогательная. Я верю, что мысли материализуются, и хочу, чтобы люди чаще мечтали".
Сам Аркадий мечтает осенью покорить Килиманджаро, а зимой увидеть город инков Мачу-Пикчу. Он убежден, что нашел для себя идеальную формулу предпринимательского дауншифтинга: "Большая история закончилась, теперь будет несколько маленьких, но захватывающих".