К 2016 году в стране может не остаться российских шампанского и коньяка. Этого намерены добиться в Госдуме. Кроме того, депутаты хотят, чтобы на бутылках вина указывалось, из чего сделан продукт: из винограда или же из винных материалов.
Новым техрегламентом законодатели хотят регламентировать требования к производству винодельческой продукции, хранению, а также прописать терминологию и требования к информации для потребителей, заявил BFM.ru автор законопроекта, депутат Госдумы Виктор Звагельский.
Винный техрегламент по сути схож с уже опробованным в России молочным техрегламентом, действующим с декабря 2008 года. По идее законопроекта, описанной Виктором Звагельским, если винодел при производстве использует виноматериалы, то он должен указать это на бутылке. Такое вино, естественно, должно стоить дешевле, чем натуральное — столовое, а уж тем более, марочное.
Реклама
В интервью BFM.ru Виктор Звагельский утверждает, что новый законопроект прекратит обман потребителя. Пока же его повсеместно вводят в заблуждение. «За импортное вино, которое сделано из виноматериала, мы пока явно переплачиваем, — говорит депутат. — Российские вина, даже и натуральные, явно проигрывают импортным в покупательских предпочтениях. Просто так сложилось: если вы видите французское вино — даже ненатуральное, и отечественное — натуральное, вы все равно купите французское», — рассуждает депутат.
Новый техрегламент будет направлен, в первую очередь, на поддержку отечественных производителей. «Если импортеры начнут закупать натуральное вино, даже сделанное из винограда «без происхождения», то оно будет стоить дороже российского, — объясняет Виктор Звагельский. При этом депутат считает, что российские производители не должны снижать цены на свое вино «поскольку у нас при производстве используются более дорогие технологии».
Сейчас производство вина в России регламентируется внутренними стандартами предприятий и национальными стандартами, основанными на советских ГОСТах. Себестоимость производства натурального вина в нашей стране составляет 20—25 рублей за литр, а фальсификата, как называют его сами производители, — 10—12 рублей за литр, говорит BFM.ru директор по качеству управляющей компании Gerrus Group Динар Бадлутдинов («Монастырская изба», «Кубанская лоза», «Звезда Тамани», коньяк «Темрюк»).
«Все зависит от глубины фальсификации. Самый дешевый вариант производства предполагает, что виноград в вино не будет добавляться вообще. Там используется спирт, вода, кислота, ароматизаторы и прочее, — рассказывает эксерт. — Существует еще несколько технологий производства вина не из винограда, но они дороже. При производстве могут использовать концентрированный виноградный сок». При этом, как замечает Бадлутдинов, за рубежом себестоимость производства в перерасчете на национальную валюту примерно такая же.
«Исключение составляют российские регионы, где климатические условия не всегда подходят для выращивания винограда. Там больше траты на сырье. Но их доля в общем объеме производства вина в нашей стране мала. Технологии производства в России практически везде уже аналогичны западным», — добавляет Бадлутдинов.
Пока продавать вино не из натуральных материалов выгоднее, поскольку при примерно равной цене, норма прибыли из расчета на бутылку, у вина из виноматериалов выше, признают BFM.ru участники винного рынка. Виктор Звагельский говорит, что если винный техрегламент вступит в силу, то у продавцов натурального вина снизится норма прибыли из расчета на бутылку. Но в целом в прибыли они не потеряют, поскольку будут компенсировать все увеличенными объемами продаж, прогнозирует Звагельский.
Эксперты винного рынка указывают, что инициатива депутатов Госдумы действительно могла бы быть полезна отечественному производителю, если бы не одно но: из чего сделано вино в бутылках, никто не проверяет, а потому даже соответствующая этикетка не спасет потребителя от обмана.
Еще одно нововведение, которое предлагают депутаты — запрет на использование при производстве шампанского, коньяка и кальвадоса слова «российский», поскольку эти слова защищены французским законодательством и общепризнанным является факт, что шампанское производится в Шампани, коньяк — в одноименном французском городе, а кальвадос, закреплен географически за Нижней Нормандией.
Как указывает Звагельский, для того, чтобы получить право производить эти напитки, нужно переоборудовать производство согласно традиционной рецептуре. Стоимость технического переоснащения депутат назвать затруднился, однако признал, что в настоящее время для российских производителей это может быть затруднительно. «Представители отрасли просили отложить введение ограничения до 2020 года. Мы сочли, что сроки нужно сократить до 2016 года», — говорит он.
Разница в цене между французским шампанским и его российским аналогом может достигать нескольких десятков в зависимости от марки. Примерно такая же ситуация и с коньяком. В 2009 году в России было куплено 300 млн бутылок шампанского и игристых вин. Из них на французское шампанское приходилась малая доля — примерно 1 млн бутылок, то есть 0,3%, говорит BFM.ru директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. С коньяком ситуация похожая — в России в прошлом году было выпито около 200 млн бутылок коньяка, из них на французский коньяк, арманьяк и бренди пришлось около 5 млн бутылок, то есть примерно 2,5%.
«Понятно, что Россия пытается следовать за цивилизованными странами и потому отказывается от приставки «российский» в названиях французских напитков. Однако что мы выигрываем при этом? — задается вопросом Дробиз. — Тогда нам нужно и себя продать подороже и зарегистрировать бренд «русская водка», к примеру».
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в правительстве, ответа депутаты ожидают через неделю. Документ планируется принять в первом чтении уже в эту сессию. К более детальному рассмотрению во втором чтении Госдума намерена приступить в осеннюю сессию, заявил Виктор Звагельский. Он уверен, что документ в итоге будет принят.