Wal-Mart столкнулась со шквалом критики в США, после того как стало известно о том, сколько компания заработала за счет продажи воды во время засухи в Калифорнии.
Вода в Калифорнии "добывается" в районе Сакраменто. При этом Сакраменто продает воду компании DS Services of America, которая затем разливает ее по бутылкам по 99 центов за каждые 748 галлонов (2831 л).
Это стандартная цена для всех потребителей.
Вот только затем DS Services продает эту воду, уже в бутылках, в Wal-Mart по 88 центов за галлон (3,785 л.). И вода за $1 из Сакраменто превращается в $658,24 для Wal-Mart и DS Services.
Об этой схеме написало американское издание CBS News, и особенное возмущение журналистов и граждан вызвал тот факт, что крупнейший ритейлер в стране зарабатывал деньги, в тот момент когда Калифорния страдала от сильнейшей засухи.
Для потребителей в жилых домах подача воды была сокращена сразу на 36%, чего раньше, судя по всему, никогда не случалось. Тем не менее воду для продажи DS Services of America в муниципалитете смогли найти, несмотря на дефицит.
Жители Сакраменто и некоторые эксперты говорят о том, что если уж муниципалитет решил получать прибыль за счет продажи драгоценных ресурсов, то не должен ли он делиться этой прибылью с теми, кто проживает на этой территории? И это не говоря о том, что сама схема достаточно спорная.
Впрочем, с точки зрения законодательства, это законная бизнес-операция, хотя и явно неэтичная. И пока не ясно, какие последствия будут для Wal-Mart, кроме общественного порицания. Возможно, все ограничится публичными извинениями, хотя даже их американцы могут не дождаться.
Если посмотреть на последний годовой отчет ритейлера, то его, видимо, не очень заботят проблемы людей, которые не смогли из-за засухи полить свой газон или наполнить бассейн.
Продуктовый гигант признал, что его финансовые результаты зависят от изменения программ социальной помощи, таких как талоны на продовольствие.
Более половины продаж Wal-Mart приходится на продуктовые отделы. А большая часть клиентов – это покупатели с низким уровнем доходов. То есть получается, что и прибыль компании во многом зависит от того, как правительство распределяет деньги налогоплательщиков. И, кстати, своим сотрудникам ритейлер платит минимальную зарплату.
Вода: корпорации и правительства
На протяжении десятилетий вода всегда считалась общим благом, хотя в некоторых регионах уже сейчас это благо могут себе позволить только те, у кого есть деньги.
Численность населения растет, и ситуация меняется очень сильно. Сегодня существует множество компаний, которые получают прибыль за счет того, что имеют бизнес, связанный с водой.
Есть по крайней мере десять крупных корпораций, работающих в этой области, в том числе три, непосредственно снабжающие водой более 300 млн человек в 100 странах.
Вода настолько важный ресурс, что любое обсуждение приватизации предсказуемо приводит к сильному общественному резонансу, что наглядно показал законопроект о водной инфраструктуре, обсуждавшийся в Конгрессе США в прошлом году.
Правда в том, что корпорации, контролирующие доступ к воде, более выгодны для населения. Конечно, известны случаи, когда корпорации ограничивали доступ своим клиентам, злоупотребляя своими возможностями, но случаев, когда это делали правительства, все же больше.
Кроме того, компании вынуждены отвечать перед своими владельцами и акционерами, то есть перед широкой общественностью, тогда как государственные цели и задачи зависят от конкретных чиновников. Грубо говоря, корпорации хотят просто получать прибыль, а это можно сделать только при большом количестве клиентов.
В США продолжающаяся засуха в Калифорнии обнажила все проблемы системы. Власти никак не могут решить возникающие вопросы. Возможно, необходима система национального водоснабжения, которая позволила бы перемещать водные ресурсы при необходимости. Но традиционные крупные проекты, и это было всегда, находятся в компетенции правительства.
В сегодняшней неблагополучной политической обстановке правительство США вряд ли готово к вызовам, которые будут возникать при создании такой системы.