Сеть "Декатлон" активно развивается. В планах компании — довести в этом году количество магазинов до 40. Чтобы добиться этого, французская сеть сокращает формат и занимает гораздо меньшие площади, чем раньше.
В планах компании — довести в этом году количество магазинов до 40 (сейчас их 24), а к 2020 г. — утроить. Компания уходит от привычного большого формата магазинов за чертой города и занимает гораздо меньшие площади, чем раньше. Новый "Декатлон" более мелкого формата открылся в Москве в торговом центре "Парк Хаус Сигнальный" рядом с метро "Владыкино". Площадь нового "Декатлона" — 814 кв. м. Он открылся на месте ушедшей финской Seppälä. В ближайшее время в столице появятся аналогичные по площади магазины у метро "Рязанский проспект" и "Новокосино". Сокращение занимаемых площадей стало тенденцией для зарубежных грандов ретейла в России. Так, в сфере FMCG площади своих магазинов сокращает Prisma, а в сфере БТиЭ — Media Markt.
По словам экспертов, "Декатлон", несмотря на развитие среднего формата, скорее всего, не будет рассматривать формат стрит-ретейла. "Оператор по-прежнему намерен развиваться именно в торговых центрах, с пожеланием располагаться рядом с продуктовым "якорем", так как он работает на его потоке. Поэтому речь, скорее, идет о торговых галереях в составе транспортно-пересадочных узлов", — говорит директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL Марина Малахатько.
Новый формат магазина подразумевает новые принципы управления. По крайней мере, такой вывод можно сделать, проанализировав актуальные вакансии компании. На рекрутинговых сайтах на прошлой неделе появилась вакансия — начинающий предприниматель. В описании сказано: "В 2015 году компания "Декатлон" открывает новый формат магазина, для реализации которого мы собираем амбициозную команду. Данная позиция стартовая и подразумевает большой потенциал и возможности для развития". Представители кадровой службы компании рассказывают, что в новых магазинах не будет привычных для других магазинов сети руководителей торговых секторов. Видимо, не будет там и продавцов-консультантов. Продажи и администраторские функции будут возложены на нескольких человек, которые будут одновременно работать в магазине.
Эти данные подтверждают и эксперты. "Скорее всего, речь идет о формате Decathlon Easy на 1,5 тыс. кв. м, где будут представлены основные одежные и обувные линейки, а также легкий инвентарь. В нем будут представлены 36 видов спорта (для сравнения, в стандартном формате — 55), при этом работает self-service — консультантов в торговых залах нет", — говорит Марина Малахатько.
В 2010 г. Decathlon анонсировал выход в России своего подразделения Koodza — это как раз магазины меньшего формата с более жестким уклоном в дискаунт. Однако, в силу организационных причин, развития в России этот проект не получил.
По оценкам экспертов, такой формат не требует больших трудозатрат. Отделку компания может произвести за месяц, при этом склад занимает 15% площади. Эксперты уверены, что так проект Easy поможет усилить присутствие на рынке и увеличить товарооборот сети. По словам Марины Малахатько, при правильном продвижении на рынке формат станет альтернативой "Спортмастеру" и восстановившему развитие в России "Интерспорту".
В "Спортмастере" о планах "Декатлона" предпочитают не говорить. Но ретейлер сам давно развивает небольшой формат. Если в Москве это большие гипермаркеты от 2 тыс. до 5 тыс. кв. м, то в регионах есть магазины, не превышающие 1 тыс. кв. м. Выбор площади, по словам управляющего делами группы "Спортмастер" Сергея Агибалова, зависит от многих факторов: от места, от аудитории, от количества SKU. "Ассортимент в наших магазинах не различается. Всюду представлены одни и те же коллекции и одни и те же товары. Просто в меньшем ассортименте", — говорит он. Кстати, в небольших форматах "Спортмастера" продавцов-консультантов тоже нет.
Но поскольку "Декатлон" работает в более низком ценовом сегменте, чем "Спортмастер", то шансы у него неплохие. "Можно расценивать это как экспансию на рынок. Они работают в сегменте средний класс и ниже среднего, так что это правильная стратегия развития", — говорит генеральный директор интернет-магазина спортивной одежды премиум-класса "Спортград" Андрей Марковин.
Для собственного развития "Декатлон" использует порой необычные способы. Например, всем соискателям на вакансии в новые магазины предлагают возможность через год стать акционером компании. Такая система действует во всех странах, где есть "Декатлон". По словам специалиста по компенсациям и льготам ООО "Октоблу" (оператор "Декатлона" в России) Ольги Машко, акции продают за евро. Доходность — 11–12% годовых. Купленные акции покупатель не может продавать в течение пяти лет. Есть несколько исключений — это свадьба, покупка недвижимости или рождение ребенка. Таким образом, человека можно оставить в компании надолго.
Тем более, что планы французского спортивного ретейлера самые серьезные. По данным компании JLL, до 2016 г. "Декатлон" только в Москве собирается открыть 18 магазинов, а после 2016 г. откроются новые магазины в Санкт-Петербурге и других регионах. К 2020 г. ретейлер хочет открыть 58 магазинов. "Поскольку "Декатлон" — одна из немногих сетей, активно растущих сейчас, даже с учетом разницы курсов, планы развития нового формата связаны с усилением позиций на рынке и новыми возможностями охвата целевой аудитории, поскольку формат "коробки" "Декатлона" не гибкий и не позволяет открываться в наиболее интересных локациях", — говорит Марина Малахатько.
Справка
Компания Decathlon принадлежит французской семье Мюлье. Им же принадлежат компании Auchan, Atak и Leroy Merlin. Российский "Декатлон" занимает третье место по выручке и количеству магазинов в RETAILER RUSSIA TOP-200. Количество магазинов в России — 24, в Европе — 725. В прошлом году 60,5% торгового оборота приходилось на международный рынок. 39,5% — на рынок Франции. В 2014 г. компания Decathlon и все ее подразделения получили общий торговый оборот в €8,2 млрд (до вычета налогов), в 2013 г. — €7,4 млрд.