Давно ожидаемая сделка по покупке PepsiCo соковой компании «Нидан» может не состояться. Как стало известно «Бизнесу», PepsiCo параллельно ведет переговоры еще с двумя крупными производителями сока — «Лебедянским» и «Вимм-Билль-Данном» (ВБД). 

Информация о возможной покупке «Нидана» PepsiCo появилась в марте прошлого года, после покупки Coca-Cola компании «Мултон». Тогда «Нидан» вывел из бизнеса компании направление «Соки». В «Нидане» утверждали, что это связано с предстоящим IPO, однако к тому времени на мощностях «Нидана» уже разливался глобальный соковый брэнд сок PepsiCo Tropicana. А весной американская компания занялась дистрибуцией продукции «Нидана» по всей России. «Во всем мире Coca-Cola и PepsiCo конкурируют и в соковом сегменте, поэтому выход PepsiCo на российский соковый рынок — вопрос времени»,— рассуждает аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец. 

Все это время обе компании опровергали факт ведения переговоров. Вчера источник в российском офисе PepsiCo подтвердил «Бизнесу», что компания ведет переговоры с «Ниданом», об этом знает и менеджер крупной FMCG-компании. 

«Также обсуждается возможность приобретения „Лебедянского” и сокового подразделения ВБД. Но окончательного выбора мы еще не сделали: „Лебедянский” выглядит предпочтительнее, но стоит слишком дорого, у ВБД последние два года падает доля (по данным „Бизнес Аналитики”, с 26,5% до 22,9% в стоимостном выражении.— „Бизнес”). Так что ближе всего получается „Нидан” — дешево и сердито»,— рассказал менеджер PepsiCo. 

Официальных комментариев компании вчера получить не удалось. Председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили и PR-директор «Лебедянского» Александр Костиков опровергли факт ведения переговоров с PepsiCo, а исполнительный директор ГК «Нидан» Ольга Еремеева сказала «Бизнесу», что компания «открыта для переговоров». 

Комментировать переговоры PepsiCo c конкурентами Еремеева не стала. 

Ольга Самарец из ИК «Финам» оценивает соковый бизнес ВБД в $300–320 млн, «Нидан» — в $400 млн. На вчерашний день, капитализация «Лебедянского» в РТС и ММВБ составила $1,392 млрд. 

Таким образом, принадлежащие депутату Госдумы Николаю Борцову, его сыну Юрию и замгендиректора Ольге Белявцевой 73,53% акций можно оценить более чем в $1 млрд. 

Аналитики спорят о том, какая из трех соковых компаний станет лучшим приобретением для PepsiCo. По мнению Алексея Языкова из «Атона», отдельно соковое подразделение ВБД PepsiCo купить не удастся: «Соковое и молочное производство у ВБД сильно интегрировано: соки и молоко разливаются на одних и тех же линиях, разделить их будет очень трудно». Языков говорит, что именно по этим причинам ВБД не стал покупать французский Danone. 

«Они рассчитали, что в случае покупки только на реструктуризацию бизнеса у них уйдет два года»,— сообщает он. По мнению аналитика, более вероятна покупка «Лебедянского». «Это куда более компактный и гораздо рентабельный актив: при обороте в $1,5 млрд чистая прибыль ВБД составляет $30 млн, а у „Лебедянского” оборот втрое меньше, а чистая прибыль — $77 млн»,— рассуждает Языков. 

Единственный недостаток «Лебедянского» — высокая стоимость, отмечает Наталья Загвоздина из «Ренессанс капитала». «С другой стороны, переплачивать за хорошую дистрибуцию Pepsi нет нужды: она может купить „Нидан” и раскрутить его брэнды, добавив к ним свою Tropicana»,— считает Загвоздина. Она не исключает и покупки ВБД: «В принципе, разделить бизнесы все же можно, например, перенеся разлив соков на петербургский завод „Вимм-БилльДанн”». 

А аналитик Альфа-банка Светлана Суханова наиболее вероятным приобретением считает все же «Нидан»: «В отличие от остальных, это частная компания, ее покупка не повлечет правовых сложностей, обычно возникающих с публичными компаниями». 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar