Пока лидеры цветочного рынка Петербурга приспосабливались к новым условиям работы, их конкуренты не теряли времени даром — они смогли забрать у них долю рынка.
До кризиса крупнейшие цветочные сети Петербурга — «Оранж» и «Цветоптторг» занимали 40% рынка, который агентство Step by Step оценивает в $185-220 млн.
В последнее время «Оранж» теряет свою долю, признает генеральный директор сети Александр Иванов. По его словам, усилили свои позиции некоторые конкуренты, появились новые игроки, а часть покупателей оттянули крупноформатные магазины — IKEA, «Зеленая страна», «Гриннландия», имеющие в своем ассортименте срезанные и горшечные цветы.
Потеснить лидеров рынка могут и местные производители цветов, если они решат развивать собственную розницу.
Рынок меняется
В кризис продажи цветов упали на 30-40%, отмечают игроки рынка. В первую очередь это произошло из-за уменьшения среднего чека и сокращения количества покупок.
Однако и сейчас рынок продолжает падать, считает Александр Иванов. С ним не согласны аналитики: по их прогнозам, рост рынка в этом году составит 5-25%.
Оптимистично настроены и новые игроки, которые начинали бизнес в кризис или запускают его сейчас.
Большинство новых игроков на рынке идут по проторенной дорожке, выбирая формат, близкий «Оранж» или «Цветоптторгу», отмечает Дмитрий Александров, бывший генеральный директор компании «7 цветов Северо-Запад».
Компании или открывают салоны низкого ценового сегмента, как «Цветоптторг», или средневысокого и премиального, как «Оранж».
На чужом имени
Больше всего «последователей» у сети «Цветоптторг». В городе работают, например, магазины под вывесками «Оптцветторг» и «Цвет-торг», не имеющие отношения к крупнейшей петербургской сети. Компания подала несколько жалоб в ФАС, и некоторые вывески с магазинов других компаний были сняты, разбирательства по остальным ведутся, рассказал Алексей Захаренко, заместитель генерального директора сети «Цветоптторг».
Он отметил, что недавно в Петербурге была зарегистрирована компания с таким же названием — «Цветоптторг», работающая на цветочном рынке. «Это вопиющий случай, непонятно, как государственные регистрирующие органы могли такое допустить», — говорит Алексей Захаренко.
Чуть сложнее
Более изобретательны ретейлеры, работающие в ценовом сегменте «Оранж». Чтобы конкурировать с сетью, занимающей топовые места около метро, им приходится придумывать новые способы привлечения клиентов.
Так, новая сеть «Цветомания», по словам ее владельца Ивана Веселова, представляет более широкий ассортимент цветов, чем «Оранж». Еще одним преимуществом «Цветомании» является круглосуточная доставка, говорит он. Параллельно Иван Веселов развивает компанию «Два берега», которая доставляет на дом суши и пиццу.
Владелец «Цветомании» надеется сделать ее серьезным конкурентом сети «Оранж». Уже открыто два салона компании, в следующем году сеть планируется увеличить на 15-20 точек.
Пока лидируют
В кризис свои салоны закрывал и «Цветоптторг», и «Оранж», говорят участники рынка. Компания «Оранж» закрыла несколько точек, расположенных очень близко к другим салонам сети, пояснил Александр Иванов.
Однако пока «Оранж» и «Цветоптторг» остаются крупнейшими цветочными ретейлерами Петербурга. В две сети входит более 80 салонов в городе.
Ближайшие к ним по количеству точек сети включают не более двух десятков салонов (например, сеть «Цветочный город» насчитывает 17 салонов). Всего в городе работает 300-350 цветочных павильонов и киосков.
«Цветоптторг» планирует сохранить за собой звание крупнейшей сети, но, вероятнее всего, за счет развития франчайзинга. Эту программу своим партнерам компания предложила весной этого года. Сейчас из 46 салонов сети 11 уже работает по франчайзингу.
Развитие сети сдерживают внешние факторы, считает Алексей Захаренко: «Не во всех интересных нам местах есть подходящие помещения, и не все они сдаются в аренду».
В сети «Оранж» усилия сосредоточили на поддержании существующих салонов. Если в ближайшем будущем она и расширится, то, может быть, на один салон, говорит Александр Иванов.
Произведут и продадут
Частным предпринимателям, выходящим на цветочный рынок Петербурга, может помочь и то, что в прошлом году в Ленобласти начали работать два современных цветочных хозяйства. Одно из них — «Северная мечта», второе — «Новая Голландия».
Хотя местный цветок в общем объеме продаж пока занимает очень маленький процент, доля отечественного производителя постепенно растет. Раньше она не превышала 10%, сейчас, по данным Discovery Research Group, составляет 15-20%.
Логичный путь развития для местных производителей — начать развивать собственную розничную сеть. Генеральный директор ООО «Северная мечта» Владимир Волков говорит, что цветы в такой сети они смогли бы продавать по очень низким ценам, так как это исключило бы наценки посредников. Однако из-за того, что розничный цветочный рынок упал на 40%, о своей торговой сети в «Северной мечте» пока не думают.
Не планируют пока развивать розничную сеть и в «Новой Голландии», рассказал заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Артем Старшинов.
Участники рынка отмечают, что качество цветочных хозяйств Ленобласти пока не очень высокое, а цены почти такие же, как на импортную продукцию. Из-за этого собственная торговая сеть производителей сейчас не будет рентабельной, однако в будущем они могут стать конкурентоспособными и на розничном рынке.