В Беларуси намерены остановить смещение рыночной силы в сторону диктата розницы и привить торговле цивилизованные формы конкуренции. Специально для этого на протяжении последних двух лет разрабатывалась новая редакция закона о торговле. Основные нововведения, которые ожидают белорусскую розницу, будут направлены на ограничение присутствия крупных сетей в регионах 20% общего розничного товарооборота, создание прозрачных условий попадания на полки магазинов для поставщиков и ликвидацию "торговли полками".

 

"Торговля полками" и кабальные условия

"На сегодня происходит смещение рыночной силы в сторону розничного магазина. Такие тенденции, конечно, есть во всем мире, когда магазин диктует свои условия для производителей и поставщиков товаров", — считает заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич. По ее словам, экономическая выгода от продажи товара крупными партиями толкает производителей и поставщиков идти на условия крупных розничных игроков. "Порой договоры на поставку товаров составляются на кабальных условиях.

И по срокам оплаты, и уплата различных бонусов за размещение товаров на полках — то есть это фактически продажа полок", — сказала она.

Замминистра уточнила, что такое положение вещей объясняется желанием крупных торговых сетей переложить свои издержки на производителей и поставщиков товара. "Торгово-технологический процесс, который существует в магазине — прием товара, его разгрузка, при необходимости фасовка, обеспечение наличия товара на полке — это все обязанности магазина. Весь торгово- технологический процесс — это издержки магазина", — пояснила И.Наркевич. Вместе с тем, продолжила она, чтобы минимизировать собственные издержки, некоторые крупные сети Беларуси в договор поставки включают "и маркетинг, и какое-то тестирование, что по результатам платного тестирования магазин может взять какой-то товар, и рекламу, хотя никакой рекламы не было". "То есть в договоре просто указывали якобы оказываемые услуги, а, по сути, брали деньги за воздух. Фактически, торговля стала брать деньги за выполнение собственных функциональных обязанностей", — подчеркнула замглавы Минторга.

По ее мнению, таким образом происходит вымывание денег у производителя, поэтому в новом законе о торговле появится регулятивная норма, которая определит взаимодействие поставщика и розничного объекта. "Впервые появилась норма, когда мы стали устанавливать требования к заключению договоров поставки товаров. Мы сделали "очистку" этого договора — он должен включать только цену поставляемого товара. И ничего больше.

Другие условия не имеют права в этот договор включаться", — отметила И.Наркевич.

 

Прозрачные условия для всех

Кроме того, по словам замминистра, зачастую розничные сети ставят неравные условия попадания товара на полки магазинов для различных производителей. Поэтому, продолжила она, эти условия должны быть оговорены наподобие договора-оферты. "Чтобы не создавать дискриминационные условия для кого-то, эти условия должны быть одинаковыми и прозрачными для всех. Они должны быть размещены либо на сайте розничного объекта, либо предоставлены по запросу контрагента в письменном виде", — отметила И.Наркевич.

"Это очень важное нововведение, поскольку создаются равные условия для всех. Возможность попасть на полки получает любой изготовитель — крупный, мелкий, изготовитель специфического товара", — подчеркнула представитель Минторга, добавив, что в конечном итоге в выигрыше остаются потребители.

 

"Утром стулья, вечером — деньги"

Также И.Наркевич обратила внимание на существование проблемы оплаты розничными сетями поставленного товара.

"Производители жалуются, что они поставят товар, а деньги вернуть не могут. Изготовитель вынужден брать кредит в банке, чтобы произвести новый товар", — отметила она.

В данной связи, продолжила замминистра, впервые на законодательном уровне появляется норма о регулировании взаимодействий, которые ранее могли быть оговорены только в договоре между двумя субъектами. "Такие нормы есть в других странах. Это обычная форма регулирования этих отношений, так как производитель может получить своевременно назад свои деньги", — подчеркнула замглавы Минторга.

По ее словам, согласно нормам проекта закона предполагается, что за поставку скоропортящихся товаров розничный магазин рассчитывается в течение 10 дней, за товар со сроком годности 30 дней — в течение 30 дней, для товара, срок годности которого превышает 30 дней — срок оплаты устанавливается субъектами хозяйствования.

 

Доля на рынке — не более 20%

Еще одна цель, которую преследует новая редакция закона, продолжила И.Наркевич, это противодействие монополистической деятельности и развитие цивилизованной конкуренции. В частности, предполагается установить долю инфраструктурного ограничения в розничном товарообороте для субъектов торговли на уровне 20%. "В нашем законе появилась норма, которая указывает на развитие конкурентной среды. Доля субъекта торговли в объеме розничного товарооборота не должна превышать 20%. Если она превышает, то он не вправе приобретать, арендовать дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади", — пояснила замминистра.

Вместе с тем она констатировала, что проблема доминирования в розничной торговле крупных сетевых игроков больше характерна для регионов и небольших городов. "Для Минска эта тема не характерна. Любая сеть из 21-й, за которыми мы наблюдаем, занимает на этом рынке очень маленький объем. В Минске это 1-2%, максимум 10%. В областных центрах ситуация схожая", — отметила И.Наркевич.

В то же время, продолжила И.Наркевич, "на районе ситуация кардинально другая". "Открытие крупного торгового объекта приводит к закрытию объектов, которые принадлежат малому и среднему бизнесу", — заметила она. "Именно с целью защиты малого и среднего бизнеса в регионах и водится ограничение в 20%", — констатировала замминистра.

По информации Минторга, в настоящее время министерство наблюдает за 21 сетевой компанией, доля которых на рынке Беларуси на сегодня составляет в целом порядка 20%. Доля отдельных сетевых компаний на белорусском рынке не превышает 6%.

 

Справка

В Беларуси по состоянию на 1 января 2013 года функционирует 40,6 тыс. магазинов с общей торговой площадью 3,7 млн кв.м. Более 72,4% от общего числа магазинов в республике занимают площадь менее 100 кв.м.

В республике 90,2% розничных торговых объектов частной формы собственности, государственной формы собственности — 8,7%, с иностранным капиталом — 1,1%.

По состоянию на 1 января текущего года в Беларуси на 1 тыс. жителей приходится 416 кв. м торговых площадей. Согласно концепции развития розничной торговли к 2016 году этот норматив планируется увеличить до 600 кв.м на 1 тыс. человек.

Проект нового закона о торговле разрабатывался на протяжении последних двух лет. В новой редакции он получил название закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания". Проект будет рассмотрен на очередной весенней сессии парламента. Предполагается, что до конца текущего года новый нормативный документ, регулирующий торговлю, будет утвержден.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments