Заказы лекарств по своим масштабам еще не вышли на уровень доставки продуктов, но портрет покупателя меняется и объемы онлайн-покупок в фармацевтической отрасли планомерно растут и требуют адаптации привычных бизнес-процессов под растущие объемы заказов. Фармацевт теперь не только консультирует клиентов аптеки и выполняет регулярные рутинные задачи, он должен параллельно успевать собирать и выдавать заказы. Количество программ и заполняемых документов растет как снежный ком, функционал наслаивается — все это вызывает негатив и часто создает трудности в работе.

Как не допустить такую ситуацию и упростить жизнь сотрудников аптеки с помощью современных ИТ-решений и одновременно стимулировать рост бизнеса рассказывают Максим Семиренко, сооснователь Imredi и Екатерина Чесенко, Ex. Директор по рознице Еаптека.

Скорость изменений в отрасли выводит на первый план три ключевые проблемы:
- нехватка фармацевтического персонала
- ограниченность ИТ-ресурсов
- отсутствие полноценной аналитической отчетности
Где найти квалифицированный персонал?
Многие аптечные сети продолжают расширять функционал фармацевтов, внедряя дополнительные программы и опции. Работы становится больше и зачастую она усложняется, нагрузка растет вместе с недовольством сотрудников. В итоге постоянная ротация кадров между аптечными сетями снижает качество обслуживания. Встает вопрос, как упростить и оптимизировать процессы, чтобы сохранить конкурентоспособность, мотивировать персонал и одновременно реализовать цели бизнеса.
Аптека – это не продуктовый ритейл, там не может работать человек без специализированного фармацевтического образования. В борьбе за квалифицированные кадры одним из распространенных методов становится изменение структуры заработной платы, которое позволяет переманивать сотрудников из одной аптечной сети в другую. Безусловно, материальное поощрение играет основную роль, однако, это не единственный фактор, определяющий привлекательность работодателя. Важно наличие прозрачной и понятной системы организации рабочего процесса, минимизация избыточных функций и устранение перегрузки сотрудников дополнительными программами. Фармацевтам со стажем часто тяжело дается освоение новых систем, но и постоянная распечатка и ведение бумажной документации отнимают много времени. Молодое поколение специалистов более адаптивно, но часто менее мотивировано, что требует поддерживать интерес и включать «игровые» технологии в процессы работы. Внедрение современных приложений с искусственным интеллектом способно значительно облегчить рабочую нагрузку, повышая уровень комфорта и удовлетворенности от ежедневных задач. Но любые новшества должны быть интуитивно понятны и просты в использовании, чтобы не стать еще одним источником негатива для сотрудника. Помогать, ускорять и облегчать – вот основные цели внедрения платформы Imredi.

Внедрение мобильного рабочего места имеет ряд важных преимуществ для аптечной сети:
1. Эффективность и предсказуемость. Когда сотрудники понимают, как устроены рабочие процессы, они могут эффективнее распределять свое время и усилия.
2. Повышенная вовлеченность и продуктивность сотрудников. Люди чувствуют себя частью общего дела.
3. Привлечение кандидатов. Они охотнее выбирают компанию, где ясно определены роли и задачи.
4. Развитие корпоративной культуры. Создание среды, где важен личный вклад в общее дело и растет ценность каждого специалиста.
6. Оптимизация затрат. Отсутствие дублирования усилий и улучшение координации между сотрудниками.
7. До 100% соблюдение стандартов и регламентов, увеличение скорости прохождения регулярных проверок в 3-5 раз. Снижение рисков получения штрафов.
ИТ решение для сборки заказов

Цены на большинство одинаковых товаров в интернет-аптеках не отличаются, поэтому главными критериями выбора для покупателей становятся уровень сервиса, скорость сборки заказа и гарантия его выполнения. Более 40% российских покупателей интернет-магазинов готовы отказаться от покупки из-за неопределенного срока сборки/доставки заказа. «Последняя миля» становится определяющей для формирования репутации аптечной сети. Ошибки при сборке, несвоевременная доставка = расстроенный покупатель, негативные отзывы и отказ от услуг в перспективе. Выстроить эффективную систему работы с заказами позволяет коллаборация готовых и отработанных решений с текущими бизнес-процессами сети. Коробочные решения — идеальный вариант, в которых есть гибкость конструктора, позволяющая оцифровать текущие процессы, и отработанные технологии, которые уже доказали свою эффективность на десятках тысяч пользователей.

«Волшебная» аналитика, или где в режиме онлайн взять данные для стратегического планирования?
Еще одной из серьезных проблем современного бизнеса является недостаток унифицированной аналитической отчетности. Многие компании сталкиваются с ситуациями, когда отчеты формируются нерегулярно, основаны на устаревших данных или отличаются в зависимости от подразделения. Это приводит ĸ серьезным негативным последствиям:
— Сложности в оценке общей ситуации и выработке согласованных решений
— Недостаточной информированности руководства о проблемах и возможностях, замедленной реакции на изменения
— Конфликтам между отделами из-за различий в представляемой информации
— Высоким временным и ресурсным издержкам на подготовку и сведение к общему виду разрозненной документации.
Единый стандарт предоставления данных позволит всем участникам бизнес-процесса получать актуальную и сопоставимую информацию одновременно. Это гарантированно приведет ĸ существенному росту эффективности бизнеса, снижению рисков и созданию здоровой рабочей обстановки, способствующей стабильному развитию и росту прибыли.
А чем на самом деле занимаются заведующие аптеками, региональные директора и территориальные управляющие? Операционной работой, составлением отчетности вручную, работой с персоналом или стоят за кассой? Важно оценить, насколько их фактическая работа соответствует главной цели компании. Введение автоматизированных технологических процессов сможет разгрузить управленцев, позволяя большинству задач выполняться автоматически или полуавтоматически. Освобожденное таким образом время руководители смогут направить на непосредственное общение с подчиненными, обсуждение стратегических целей и проблем, возникающих в процессе работы, у них появится время, чтобы направить свои знания и энергию на повышение результата, а не разгребание рутины. Все это станет мощным инструментом для укрепления чувства принадлежности ĸ команде и лояльности сотрудников, что приобретает особую значимость в условиях острого кадрового голода на рынке труда.
Практический кейс под NDA (Аптечная сеть из ТОП 20)
Проблематика
Управляющие не успевают лично проверять аптеки, низкая норма управляемости. Чек-листы на бумаге, отсутствует аналитика. Огромные риски штрафов.
Результат
- Рост нормы управляемости и периодичности проверок в 2 раза
- На 100% исключен подлог результатов проверок
и внутренний фрод - Единая система стандартов для 100% аптек, скорость прохождения
аудитов повышена
в 3-5 раз - Снижены риски штрафов, обеспечено 100% покрытие аптек проверками
- Обеспечена онлайн аналитика по основным показателям сети
- Рост среднего чека и повышение активности сотрудников за счет онлайн подсказок
Совершенствуя процессы работы, важно не упустить основной аспект — ориентацию на нужды персонала. Для устойчивого роста требуется внедрять новые технологичные бизнес-решения, учитывая потребности сотрудников, поддерживая их профессиональный рост и создавая благоприятную рабочую обстановку. Поэтому любую цифровизацию в аптечной сети нужно начинать с трех главных вопросов:
- Какие главные «узкие места» бизнеса требуют внимания в первую очередь?
- Как новый инструмент упростит и ускорит работу?
- Сколько аптечная сеть может заработать на внедрении инновации?
Подготовим расчет окупаемости и поможем подобрать индивидуальное решение для вашей аптечной сети, а также покажем все преимущества работы с мобильным рабочим местом Imredi на бесплатной демонстрации.
Реклама. ООО «ИМРЕДИ», ИНН 7731369734.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.


