В конце прошлого года импортные товары неожиданно сделались дешевле, чем за границей. Но короткий период русской торговой аномалии завершился резким повышением цен. Теперь продавцы их снижают. Но без аномалии не обходится и сейчас: на многих товарах еще не могло отразиться укрепление рубля — цены на них снижают, чтобы оживить торговлю.

Продуктовые скидки

Продуктовый ритейл, в частности "Ашан", "Дикси" и Metro Cash & Carry, анонсировал снижение цен в середине прошлой недели. "Заявления ритейлеров адресованы не покупателям, а поставщикам: в феврале и марте многие заблокировали поставки, так как сети отказывались брать товар по новым, более высоким ценам",— считает финансовый директор кондитерской фабрики "Победа" Виталий Муравьев. Впрочем, цены на некоторые продукты действительно падают.

В X5 Retail Group "Деньгам" рассказали, что в супермаркетах компании на 10% подешевели некоторые марки майонеза, сыра и масла, картофель — на 15%, капуста — на 20%. В "Ашане" дешевеет рыба (минус 30% по сравнению с декабрем), а также крупы и консервы. Представители компаний объясняют снижение цен как укреплением рубля, так и сезонным фактором.

"Лето — время "большого молока", и мы надеемся, что крупные производители молочных продуктов снизят цены на 10-15%. Впрочем, пока поставщики по разным причинам занимают выжидательную позицию",— говорят в X5 Retail Group.

"Раньше других снижают цены поставщики скоропортящихся товаров, а у поставщиков импортных или импортозависимых товаров, продуктов с длительным сроком хранения еще не распродано то, что закупалось по высокому курсу",— комментирует изменение цен заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов.

Снижение цен в продуктовой рознице отчасти связано и с тем, что осенью поставщики перестраховывались и поднимали цены необоснованно высоко, пытаясь компенсировать будущие риски. "Игроки не знали, сколько продлится падение рубля,— рассказывает глава потребительского общества РОСТ Леонид Абаюшкин.— Поэтому дистрибуторы и некоторые торговые сети формировали цену на товары, исходя из худших прогнозов валютного рынка, ведь следующую поставку приходилось выкупать уже по новому курсу. Некоторое влияние оказывает и то, что части ритейлеров удалось договориться о новых условиях аренды".

При этом есть факторы, которые, напротив, играют на повышение цен. "Влияние оказывают подорожавшие кредиты, увеличение тарифов естественных монополий,— объясняет Дмитрий Леонов.— Кроме того, многие поставщики еще не компенсировали убытки, понесенные осенью. Рубль дешевел каждый день, а новые цены ритейлеры принимали от поставщиков в течение 45 дней. Нам удалось снизить этот срок до двух недель, но произошло это не сразу".

Одежный дисконт

31 марта о дисконте на 15% объявил московский ЦУМ. Подешевели женские, мужские и детские вещи, сумки и аксессуары. На сайте универмага утверждается, что теперь цены на весенне-летние коллекции соответствуют "европейским". "После укрепления рубля покупатели, которые могут себе позволить шопинг за границей (целевая аудитория ЦУМ относится именно к этой категории), снова отдают предпочтение зарубежным магазинам",— комментирует этот шаг замгендиректора Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) Анна Кириллова.

Если честно, даже 31 марта, когда доллар стоил 58,5 руб. (евро — 63,4 руб.), цены в ЦУМе были далеки от европейских. Кое-что стоило ненамного дороже. Например, мужское поло Polo Ralph Lauren в ЦУМе продают за 7,9 тыс. руб., в Лондоне — за £70 (по курсу на 31 марта это было около 6 тыс. руб., по курсу на 16 апреля, когда сдавался этот номер "Денег",— около 5 тыс. руб.). Но чем дороже вещь, тем больше разница в цене. Например, мужская рубашка Burberry Brit в ЦУМе стоит 23,75 тыс. руб., а в том же Лондоне — £162 (31 марта это было 14 тыс. руб., 16 апреля — 12 тыс. руб.).

После зимних распродаж этого года, когда многие продавцы сначала удвоили старые цены, а потом уже объявили скидки на 50%, веры в то, что стоимость предметов гардероба вернется к разумным значениям, немного. Понятно, что многие продавцы получают новые коллекции в среднем за полгода до начала продаж. Из этого вроде бы следует, что, снижая сейчас цены (пускай даже незначительно), ритейлеры жертвуют маржой. Это не так.

"Летние коллекции действительно приходят в декабре-январе, но оплачивают их раньше — в сентябре-октябре, а то и в августе,— объясняет владелица магазинов марки Loriblu в торговых центрах Lotte Plaza, Crocus City Mall и "Кунцево Плаза" Александра Кузьменко.— Мы выкупали коллекции, когда евро стоил 54-65 руб., но выставили их на продажу исходя из 80 руб. за евро, так как думали, что вещи из новой коллекции в марте-апреле придется оплачивать именно по этому курсу".

Худшие ожидания не оправдались, и теперь многие продавцы пересматривают цены, однако снижение не в полной мере отражает укрепление рубля. "Когда рубль подорожал на 20%, многие продавцы снизили цены на 15%, оставив пятипроцентный люфт в качестве подстраховки. Мы, например, поступили именно так",— рассказывает Александра Кузьменко.

Сеть мультибрендовых магазинов детской одежды и обуви "Даниэль" вслед за укреплением рубля снизила цены на 10% на все, кроме товаров, которые она относит к категории "демократичных" (сеть позиционирует себя в качестве "мира роскоши и изысканности"). Решение обусловлено не только изменением курса рубля. "Сейчас многие проводят разнообразные акции, объявляют скидки — часто по надуманным поводам или просто без объяснения причины,— возмущается совладелец магазинов "Даниэль" Егор Захарченко.— Мы считаем подобную практику порочной. Это еще аукнется всем в будущем".

Электроника по сниженным ценам

По оценке департамента информационных технологий Москвы, за последние два месяца цены на электронику в столице снизились в среднем не более чем на 5% (рубль за это время, напомним, подорожал почти на треть). "С ноября по январь-февраль цены на гаджеты в России выросли в среднем на 30-40%, то есть непропорционально изменению курса рубля,— говорят по этому поводу в компании "Связной".— Производители гаджетов частично нивелировали изменение кросс-курса в интересах клиентов". Сильнее всего, на 17%, по данным столичных властей, с середины февраля подешевели персональные компьютеры (ноутбуки при этом подешевели менее чем на 10%).

"В условиях нестабильного курса цены будут меняться то вверх, то вниз",— предсказывает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. "Волатильность валютных курсов так велика, что изменение рублевых цен в еженедельном режиме — это необходимость для поддержания нормального финансового баланса торгующей импортной продукцией компании",— объясняет руководитель отдела продаж бренда Lexand Павел Долгинов.

В меньшей степени колебаниям курса, согласно наблюдениям РАТЭК, подвержены цены на телевизоры и крупную бытовую технику — холодильники, стиральные машины, микроволновые печи. 85% этих устройств производят в России, хоть и с использованием импортных комплектующих.

В числе прочих устройств на прошлой неделе наконец-то официально подешевел iPhone. Компания Apple снизила рекомендованную розничную цену на iPhone 6 с памятью 16 ГБ на 5 тыс. руб., и теперь на сайте компании это устройство стоит 48,99 тыс. руб. Партнеры компании снизили цены чуть раньше, и, например, в "Связном" самый дешевый iPhone 6 стоит 46,99 тыс. руб.— на 3 тыс. руб. дешевле, чем на сайте производителя. Планшеты и компьютеры Apple пока не подешевели. "Быстрее всего меняется стоимость самых ходовых товаров: планшеты и компьютеры, закупленные по высоким ценам в декабре-январе, все еще не распроданы",— говорит руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru Антон Спиридонов.

"Заметного снижения цен, а также расширения ассортимента можно будет ожидать, если рубль продолжит укрепляться еще как минимум в течение двух-трех месяцев,— считает руководитель аналитического подразделения департамента информационных технологий Москвы Алексей Чукарин.— Летом ожидается традиционный спад продаж, это также может оказать влияние на ценовую политику продавцов, особенно в интернете".

На вторичном рынке цены с прошлого года изменились не так сильно, и дешеветь подержанная электроника пока не собирается. Например, на сайте Avito телевизоры и проекторы с декабря по март подорожали всего на 20% (и это максимальный рост в разделе аудио- и видеотехники), ноутбуки — на 17%, iPhone (всех версий) — на 9%.


Автомобильные ценники

Стоимость машин поехала вниз месяц назад. В числе первых ценники переписали, например, Ford, Renault, Opel и Peugeot. "Благодаря нашим собственным предложениям, а также государственным программам автокредитования, трейд-ин и утилизации нам удалось приблизить цены на популярные автомобили к уровню 2014 года: Ford Focus — от 599 тыс. руб.",— гордятся в Ford Sollers. "Скорее всего, некоторые производители повышали цены, что называется, с запасом,— предполагает ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.— Впрочем, бренды, у которых продажи просели не очень существенно, цены пока держат".

Начали дешеветь и автомобили, которые собирают не в России. Правда, скидки делают на прошлогодние модели, которые в этом году будут обновлены. Так, на прошлой неделе о снижении цен объявила Honda: кроссовер CR-V четвертого поколения подешевеет на 15%, до 1,429 млн руб. Ранее, в начале месяца, о скидках на SX4 2014 года (до 440 тыс. руб.) объявила Suzuki. На дальнейшее снижение цен представители компании советуют не рассчитывать. Впрочем, и увеличивать цены в случае ослабления рубля они вроде как тоже не собираются. "Риск дальнейшего ослабления рубля довольно велик, но, скорее всего, колебания курса не приведут к прямому снижению или увеличению цен",— говорят в Suzuki.

"Основные изменения происходят в самых популярных сегментах: B, C и SUV малого и среднего классов,— рассказывает региональный директор "Русского автомотоклуба" Николай Степанов.— Играют два основных фактора — успешная стратегия концерна Hyundai-KIA и уход GM. Hyundai-KIA умеренное повышение цен позволило сохранить близкий к прошлогоднему объем продаж в первом квартале: падение составило всего 9%, хотя весь рынок просел более чем на треть. Одновременно GM распродает стоки со скидками до 25%, освобождая при этом 9% рынка, которые компания заняла по итогам 2014 года. Ближайшие конкуренты — Ford, Nissan, Hyundai и KIA — будут стараться занять это место".

Продавцы автомобилей премиальных марок о снижении цен пока не говорят. "К сожалению, дать объективный комментарий не сможем, а говорить ерунду не хотелось бы",— заявили "Деньгам" представители одного из официальных дилеров Mercedes-Benz. "Конкуренция в этом сегменте ограничена, и представительства марок в России ценники переписывать не будут,— комментирует Николай Степанов.— Однако в крупных городах, где продавцы конкурируют за каждого покупателя, иногда даже в рамках одной дилерской сети салоны перебивают цену друг у друга, жертвуя маржой: клиенты курсируют между салонами, снижая цену, словно на аукционе".

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar