2012 г. точно не войдет в историю украинской розницы как прорывной и эволюционный. Скорее речь идет о стагнации и выживании. Но может оказаться, что по сравнению с 2013 г. текущая ситуация будет выглядеть не такой уж безрадостной.
Сергей Бадритдинов, управляющий дивизионом обуви и одежды компании MTI (сеть «Интертоп»):
По итогам следующего года мы ожидаем снижения оборота приблизительно на 10%. 2013-й будет хуже для розницы, чем текущий. Потребитель заметно меньше тратит и больше откладывает. Сложно говорить, насколько ярко будет выражен этот тренд в следующем году, но пока покупатель делает упор на бережливость.
Что касается отношений с арендодателями, то тут наметилось некоторое потепление. С ключевыми партнерами торговые центры стараются договориться. Как минимум, идет переговорный процесс, в предыдущие годы даже этого не всегда можно было добиться.
Анатолий Балюк, президент «DIA West – Комп’ютерный світ»:
Ситуация в ритейле складывается не лучшая. По опыту 2008 г. могу сказать, что розница чувствует проблемы экономики страны одной из первых. Поэтому все будет напрямую зависеть от макроэкономических показателей, которые с каждым месяцем все хуже и хуже.
На следующий год лично я никаких перспектив для улучшения не вижу. Мы планируем открыть около 15 торговых точек, но параллельно часть действующих магазинов будет закрыта. Каких именно, решим по итогам работы в 2012 г.
Положение многих игроков будет зависеть от того, как налажено сотрудничество с арендатором и арендодателем. В 2008 г. мы обращались к своим арендодателям с просьбой о пересмотре условий аренды, потому что платить по изначальным ставкам было просто невозможно при упавшем уровне продаж. Но редко кто с пониманием к этому относился.
В западных странах повсеместно ставка аренды – это производная от объема продаж, это взаимосвязанные величины. В Украине мало кто хочет «привязывать» арендные ставки к объемам. Якобы у нас очень непрозрачный рынок и часть выручки можно спрятать, тем самым занизив платежи по аренде. Хочу сказать, что не все так однозначно, и этот механизм вполне жизнеспособен – все зависит от арендатора и от уровня договоренностей.
Олег Салмин, генеральный директор, член совета директоров ХХl Century Investments (сеть ТЦ «Квадрат»):
В будущем году на первый план выйдут месторасположение торгового центра, профессионализм управленца и арендатора, а также умение и желание сторон договариваться. Фактор, который приведет к переговорным процессам – это девальвация. Благо, все договоры аренды, в отличие от 2008 г., у нас сегодня в долларах.
Там, где у «Квадрата» хорошая позиция, например, на Лукьяновке, арендаторы не собираются уходить и не уходят, так было и в 2008-2009 гг. В разгар предыдущей волны кризиса падение по доходной части этого торгового центра было минимальным.
А есть торговый центр на Троещине – там ситуация заметно хуже, и явно надо будет идти на уступки арендаторам. Один из предметов переговоров – предоплата за коммунальные платежи, которую начали требовать коммунальные монополисты «Киеводоканал» и «Киевоблэнерго». Учитывая рост стоимости «коммуналки», на такие предоплаты уходит вся маржа торгового центра. И это должно стать предметом переговорного процесса.
Мы как арендодатели вынесли уроки из 2008-2009 гг. и понимаем, что арендаторов нужно слышать. Но «слышать» – это не значит поддаваться на шантаж. В 2008-2009 гг., под шумок того, что у кого-то есть проблемы, все арендаторы начали объединяться в армию протеста и делать «оранжевую» революцию в торговых центрах.
Мы готовы обсуждать закрепление аренды как процент от оборота – если это серьезный арендатор, который готов работать прозрачно. Но таких 10%. Остальные работают так, как считают нужным, и установить контроль над ними практически невозможно. Так что если договариваться об оплате в формате процент с оборота, то только с оговоркой «не меньше, чем».
Вадим Зинченко, замглавы департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CBRE:
Я не думаю, что ситуация в ритейле трагична. Начиная с 2008 г. в Украине начали давать пессимистические прогнозы – мол, в следующем году все будет хуже и хуже. Если бы все эти прогнозы сбывались, то пора было бы давно оставить торговлю и заняться чем-то другим. А бизнес живет и даже развивается.
Да, могло бы быть и лучше. «Покращення» в ритейле нет, это факт, но чтобы совсем катастрофа – тоже не скажешь. В 2013 г. я не предвижу какого-то глобального ухудшения.
Будем балансировать на нулевой отметке.
Сергей Цыбульский, СEO компании «Технополис»:
Наш оптимистичный прогноз на 2013 г. – это нулевая динамика. А дальше жизнь покажет.
Сейчас потребитель ориентирован на сбережение средств, а не траты. Есть очень высокая вероятность, что этот тренд сохранится и в 2013 г.
В значительной степени на ритейл будут влиять макроэкономические тренды, а не специфически отраслевые. Динамика ВВП, инфляция – сегмент электроники очень четко кореллируется с этими показателями.
Девальвация тоже будет оказывать влияние на оборот, но не принципиальное – по опыту кризиса 2008 г. могу сказать, что оборот снижался в пределах 5%. Покупатель просто начал приобретать более дешевые товары.
Ситуация с арендой и возможной либерализацией договоренностей «арендатор-арендодатель» будет зависеть от того, насколько будет тяжело обеим сторонам. Сам по себе никто не придет с предложением снизить ставку. Кроме того, часть договоров уже сейчас привязана к обороту. Но учитывая, что торговым центрам и самим сейчас нелегко, то скорее всего, они будут настроены договариваться.
Дмитрий Ермоленко, генеральный директор ДП «Маратекс» (сеть магазинов одежды Esprit, River Island):
В бюджет на 2013 г. мы закладываем нулевой рост. Пока мы считаем, что сможем генерировать продажи текущего года и в следующем. Но это усредненный показатель – по части брендов мы ожидаем проседания из-за ужесточения конкуренции, по другой части – небольшой плюс.
Основное влияние на динамику оборота будут оказывать макроэкономические факторы. Сейчас есть тенденция к детенизации экономики – уменьшается количество зарплат в конвертах, меньше товаров идет мимо таможни. В целом это, безусловно, здоровые факторы, но в краткосрочной перспективе они приведут к тому, что у наших потенциальных покупателей будет меньше денег.
Очень важно, как долго сумеет правительство держать гривну. Сейчас национальная валюта под большим давлением, и без комплекса экстренных мер она вряд ли сможет удержаться на текущем уровне. Я думаю, что какое-то движение «доллар-гривна», скорее всего, будет, и покупательной способности это, конечно, не на пользу.
В следующем году я не ожидаю бума открытия торговых центров. Разве что «Республика» на подходе. Выход новых брендов также маловероятен. H&M в ближайшее время не появится. Мы приведем один, максимум два бренда, думаю, у других ритейлеров приблизительно такие же планы. При этом новые магазины будут появляться на существующих торговых площадях, замещая каких-то игроков. Такая экспансия не станет «погодообразующим» фактором для отрасли.
В 2013 г. усилится перетекание потребителей. Это связано с появлением в текущем году новых ТРЦ, в первую очередь Ocean Plaza. Мы открыли два магазина в этом ТРЦ – выручка очень хорошая, планируем через неделю открыть там третью торговую точку. Но люди, которые там ходят – это не «новые деньги», а посетители из других ТРЦ.
Из положительных факторов – намечается небольшое улучшение в Европе, а Украина, как правило, ощущает на себе влияние европейских тенденций с задержкой в несколько месяцев.
Игорь Гугля, директор компании GT Partners Ukraine:
Я не предвижу резких изменений тренда развития отрасли. В принципе, 2011-2012 гг. не отличались большими потрясения в сфере ритейла, и вряд ли произойдет что-то принципиально новое в 2013 г.
Несмотря на пессимистичные прогнозы, украинские торговые сети продолжают развиваться, в Украину выходят новые игроки, и, я уверен, продолжат выходить. Часть компаний в 2013 г. будет осваивать регионы.
В целом нет причин ожидать существенного ухудшения. Мы будет находиться в рамках тенденций последних двух лет.
Михаил Грищенко, директор исследовательской компании RetailStudio:
Для торговли принципиальными будут тренды в основных экономику образующих отраслях – металлургии, транспорте и строительстве. Сейчас они показывают спад. До розничной торговли этот спад пока не добрался, ритейлеры говорят об осторожном росте по итогам 2012 г. Но если не будет переломлена общеэкономическая ситуация, а предпосылок для этого пока нет, то вскоре это скажется на доходах населения. Уязвимой будет розница в Восточной Украине, где высока зависимость от «тяжелых» отраслей.
Девальвация, причем любой глубины, однозначно негативно скажется на покупательной способности населения. Ослабление гривны приведет к подорожанию импорта и товаров, при производстве которых используются импортные составляющие, что на фоне снижения доходов населения сулит рознице снижение оборота.
Первый квартал 2013 г. не будет показательным, так как в начале года происходит сезонный спад – это традиционное затишье в начале года, которое розница «выдыхает» после новогодних праздников. Куда движется отрасль, станет ясно по итогам полугодия.
Дмитрий Кулик, генеральный директор компании «Украинский Ритейл» (торговая сеть «Брусничка»):
Наши прогнозы относительно оптимистичные. Мы не оцениваем вероятность наступления кризиса как высокую, и ожидаем, что рост товарооборота сохранится, как и рынка ритейла в целом. Планируем и дальше развивать сеть в регионах.
Вместе с тем мы сформировали пакет антикризисных действий и готовы к любому развитию событий. С большой долей вероятности можно сказать, что существенное влияние на рынок окажет изменение курса гривны к доллару.
Что касается арендной политики, по нашим предположениям, рынок коммерческой недвижимости в 2013 г. кардинально не изменится. Во многих ТРЦ наши магазины – якорные арендаторы, поэтому от результатов работы торговых точек сети «Брусничка» зачастую зависит и прибыль арендодателя. Если месторасположение ТЦ/ТРЦ, человеко- и автопотоки, покупательная способность и конкурентная среда позволяют нам получать необходимый уровень дохода, то мы принимаем арендную плату, заявленную арендодателем.
По опыту работы в 2008-2009 гг. можно утверждать, что зачастую кризисные процессы сглаживают производители: выпускают новые линейки и бренды в низкоценовых сегментах, уменьшают объем товара.
В гривневом эквиваленте объем рынка в 2013 г. останется неизменным, а в долларовом – упадет. Что касается предпочтений клиентов в кризисный период, то тут есть интересная особенность: на западных рынках происходит ощутимый переток в сегмент low-price, а в Украине такой тенденции не наблюдается – снижается объем потребления, но структура в целом остается неизменной.