Международное рейтинговое агентство Fitch ожидает, что российский рынок ритейла в будущем году ускорит консолидацию в пользу федеральных сетей, а слабые потребительские настроения заставят продавцов бороться за клиентов с помощью промоакций, рассказала в интервью РИА Новости младший директор аналитической группы по потребительскому сектору Fitch Татьяна Бобровская.

"Главной сложностью для рынка ритейла РФ в 2016 году будут оставаться слабые потребительские настроения на рынке и сохранение основного фокуса потребителей на цене товаров. Падение реальных располагаемых доходов населения (-5,6% в октябре 2015 года по данным Росстата) и низкий уровень потребительской уверенности означают, что рост продуктовой корзины покупателей будет оставаться под давлением", — пояснила она.

Давление на спрос

Агентство ожидает, что продолжится смещение выбора потребителей в пользу более дешевых товаров, а количество покупок в корзине будет оставаться под давлением. В такой операционной среде ценовая конкуренция и активные промо-акции будут оставаться основным способом борьбы за трафик для ритейлеров, что, в конечном счете, окажет дополнительное давление на рентабельность в секторе, продолжает Бобровская.

Крупнейшие торговые сети, особенно те, что работают преимущественно в эконом-сегменте, имеют больше возможностей справляться с вызовами сложной операционной среды благодаря большому масштабу бизнеса и большей силе в переговорах с поставщиками за лучшие цены по сравнению с небольшими сетями и традиционными магазинами, отмечает она.

"На этом фоне мы ожидаем ускорения тренда консолидации рынка розничной торговли в пользу федеральных сетей", — говорит младший директор Fitch.

Новые законы

Другим риском для сектора розничной торговли, по ее словам, является принятие поправок к закону о торговле, которое может состояться в первой половине 2016 года и вступить силу во второй половине года или в 2017 году.

В мае Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о торговле, сейчас документ готовится ко второму чтению. В частности, депутаты предложили сократить отсрочку оплаты поставленных в торговые сети товаров ‎с действующих сроков и ограничить ретро-бонусы поставщиков — премии за покупку товара, которые поставщики платят торговым сетям.

Минпромторг РФ частично поддержал предложения депутатов о сокращении срока оплаты поставки товаров в торговые сети, однако выступил за полный отказ от бонусов. Впоследствии министерство смягчило свою позицию по ретро-бонусам, согласившись на их ограничение. В свою очередь, Минэкономразвития подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия по новым правилам работы торговли.

"Рассматриваемые изменения, включая снижение максимальной величины оборотных бонусов с 10% от выручки до, в наиболее жестком варианте, нуля, сокращение предельных сроков оплаты кредиторской задолженности могут создать дополнительную суету во взаимоотношениях с поставщиками", — сказала Бобровская.

Агентство ожидает, что новые регуляторные ограничения на оборотные бонусы просто приведут к изменению контрактов, где теперь ритейлеры будут сфокусированы на получении изначально более низких цен от поставщиков вместо управления ценообразованием с помощью механизма оборотных бонусов.

"В целом эффект на работу отрасли будет зависеть от степени ужесточения условий для ритейлеров и может быть сглажен введением переходного периода для вступления в действие новых правил", — полагает собеседник агентства.

Перебои с алкоголем

Кроме того, Бобровская также видит риски возможных перебоев с поставками алкогольной продукции для небольших сетей и традиционных магазинов вследствие введения системы ЕГАИС в ритейле и дистрибуции в 2016 году.

Введение ЕГАИС для всей алкогольной продукции при оптовых закупках предполагается с 1 января 2016 года, в Крыму — с 1 июля 2016 года. При розничной продаже алкоголя, по действующим в настоящее время правилам, в городских поселениях фиксация в ЕГАИС станет обязательной с 1 июля 2016 года, в сельских поселениях — с 1 июля 2017 года, в Крыму — с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года соответственно.

Представители отрасли и торговые сети неоднократно заявляли о неготовности к введению ЕГАИС и говорили о возможности перебоев в поставках и роста цен на алкоголь. Росалкогольрегулирование указывало, что причин для переноса сроков внедрения системы нет.

В декабре вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что правительство РФ готово ввести переходный период работы ЕГАИС на три месяца. Минэкономразвития РФ говорило, что необходимо обсудить целесообразность переноса сроков внедрения ЕГАИС.

По мнению Бобровской, перебои в поставках алкогольной продукции, которые могут составлять от 10% до 25% выручки магазина, могут негативно сказаться на деятельности небольших сетей.

"В то же время, крупнейшие сети, часть из которых уже тестирует новую систему в своих магазинах, а также имеют высокую долю прямых поставок от производителей, представляются нам в большей степени готовыми для запуска ЕГАИС в ритейле и дистрибуции", — добавила эксперт.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments