В первом полугодии 2012 года в Алтайском крае, по оценкам властей региона, зафиксирован достаточно хороший рост показателей розничной торговли. На основании этого делаются положительные прогнозы и на весь год. Однако участники рынка подчеркивают, что в сфере ритейла остается немало накопившихся проблем.

По данным «Алтайкрайстата», оборот розничной торговли в январе-июне 2012 года составил 109 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом темп прироста на 2,1 процентных пункта превышает прошлогодний (10,7%). «В целом можно отметить, что динамика розничного товарооборота в крае в первом полугодии сформировалась на весьма высоком уровне. Рост в сопоставимых ценах на уровне 12,8% — это почти в два раза больше, чем средний по России показатель за первое полугодие 2012 года, который, по предварительным оценкам, составил около 7%», — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

В общей массе реализованных товаров в январе-июне текущего года оборот продовольствия составил 48,6%, или 53 млрд рублей, что на 12,7% больше показателя прошлого года. На долю непродовольственных товаров пришлось 51,4% от общего оборота, или 56 млрд рублей, что на 12,9% больше показателя прошлого года. Некоторые опрошенные «КС» алтайские ритейлеры отмечают, что показали более скромный рост, однако вполне удовлетворены этим с учетом того, что повысилась рентабельность.

Как подчеркивают эксперты, на оборот розничной торговли положительно повлиял рост доходов населения. Так, за январь-май средняя зарплата по краю выросла на 18,7% к аналогичному периоду прошлого года и составила 14,9 тыс. рублей. Кроме того, во многом причиной роста товарооборота стало открытие новых торговых точек. По данным начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгения Дешевых, только в январе-марте было введено в эксплуатацию 70 магазинов площадью свыше 25 тыс. кв. м, из них в муниципальных районах края открылось 24 объекта торговой площадью 5 тыс. кв. м. В целом по краю фактическая обеспеченность населения торговыми площадями объектов розничной торговли на одну тысячу жителей составила 604 кв. м, тогда как норматив минимальной обеспеченности для Алтайского края — 434 кв. м.

«На наш взгляд, основным «драйвером» роста розничных продаж в первом полугодии выступали наблюдавшееся расширение спроса на фоне увеличения реальных располагаемых доходов (2,7%), а также продолжавшегося наращивания объемов потребительского кредитования. Кроме того, стоит отметить довольно динамичный органический рост торговой сети региона, что также весьма позитивно отражается на объемах товарооборота. По уровню обеспеченности торговыми площадями Алтайский край уже вышел на сравнительно неплохие показатели, характерные для наиболее экономически развитых регионов», — отмечает господин Клягин.

Кроме того, как подчеркивают в руководстве региона, на Алтае развиваются различные форматы розничной торговли. «По итогам 2011 года доля торговых центров (соответствующих данному понятию в классификаторе) в Барнауле составляет 24,8% от общего количества стационарных торговых площадей города. К сожалению, в районах края их значительно меньше — 4%. Кроме торговых центров, розничная сеть края представлена такими современными форматами, как гипермаркеты, торгово-развлекательные комплексы, дискаунтеры, супермаркеты (в настоящее время их доля вместе с ТЦ в крае составляет 40%, в Барнауле — 49%)», — подчеркнул господин Дешевых.

Однако сами ритейлеры уверены, что качественных площадей в регионе все равно недостаточно. «Самая главная проблема — отсутствие достаточного количества подходящих площадей для открытия магазинов, — говорила в недавнем интервью «КС» гендиректор сети «НОВЭКС» Елена Филипчук. — У нас нет собственного строительного бизнеса, поэтому мы вынуждены искать уже готовые помещения. И к ним есть достаточно много требований. Площадка должна находиться в месте с очень высокой проходимостью, иметь достаточную площадь, хорошие подъездные пути и зону для разгрузки, складские помещения. Кроме того, нужна хорошая вентиляция. Отмечу, что эти проблемы есть даже в краевой столице. Если же говорить о сельских районах, то там с площадями еще сложнее. Так, в конце февраля мы открыли магазин в Топчихе. Покупатели охотно ходят туда. Однако его площадь всего 180 квадратных метров. Изначально мы планировали сделать магазин 300–350 квадратных метров. Но все уперлось опять же в невозможность найти подходящее помещение такой площади».

При этом на фоне роста показателей развития торговли происходят определенные структурные изменения. «По статистике, в общем обороте розничной торговли на протяжении последних пяти лет наблюдается снижение доли продажи товаров на рынках и ярмарках. В большей мере это связано с активным развитием стационарных торговых объектов, предлагающих более высокий уровень обслуживания, различные дисконтные программы. Нужно сказать, что это общероссийские тенденции», — отмечает господин Дешевых.

В свою очередь власти региона ждут сохранения позитивных показателей развития торговой сферы по итогам года. «Ожидаемый результат развития торговой сферы в 2012 году — прирост розничной торговли в товарной массе на 12–13% (в сопоставимых ценах), что позволит достигнуть значения розничного товарооборота в 250–260 млрд рублей», — уверен Евгений Дешевых. По его мнению, первостепенными задачами в сфере розничной торговли являются модернизация действующих объектов, прежде всего рыночных, и увеличение площадей современных торговых форматов, предлагающих качественный сервис для потребителей и комфортные условия труда для персонала. Важным направлением остается расширение товаропроводящей сети по реализации продукции алтайских товаропроизводителей, в том числе через логистические центры.

Руководство региона пытается проанализировать и скорректировать развитие торговли и на более длительный период. Так, 30 декабря 2011 года постановлением администрации Алтайского края № 784 была утверждена краевая программа «Развитие торговой деятельности в Алтайском крае» на 2012–2016 годы, содержащая основные направления развития торговой отрасли края и комплекс задач, которые предстоит решить в среднесрочной перспективе с учетом ситуации, сложившейся на территориях края и актуальных на сегодня общероссийских трендов. Это касается розничной стационарной торговли, оптовой торговли, розничных рынков и мелкорозничной сети.

«Главный эффект от реализации программы — повышение качества обслуживания населения края. Причем говоря о качестве, имеется в виду не только сервис непосредственно в торговых объектах, но также доступность товаров повседневного спроса, новые форматы обслуживания, возможность приобретения товаров с широким ассортиментным рядом и ценовым разнообразием. Кроме того, развитие инфраструктуры торговли позволит создать дополнительные рабочие места», — пояснил Евгений Дешевых.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments