Олег Тиньков, председатель совета директоров банка «Тинькофф. Кредитные системы»

Российское законодательство в области торговых марок пока не позволяет быстро развиваться франчайзингу, сдаче брэнда в аренду
 
Расскажу о брэндах. Товарных знаках. ТЗ, как говорит Евгений Ариевич из компании Baker & McKenzie, один из самых известных юристов в России по товарным знакам. Он – старожил, который стоял у истоков брэндов. Он помнит все – от водки «Смирнов» до нашей баталии с Макаревичем (компания «Дарья» Олега Тинькова поначалу производила пельмени под маркой «Смак» – «Ф.»).

Для меня совершенно очевидно, что брэнд «Тинькофф» это общеузнаваемый брэнд, он принадлежит мне за исключением классов, по которым я его продал. Например, по пиву. Но законодательство вокруг брэндов в России – противоречивая вещь. Чтобы защитить брэнд, ты должен зарегистрировать его по всем товарным классам. Но у нас идут люди и регистрируют, и по какому-то конкретному классу брэнд принадлежит им. Есть возможность признать марку общеизвестной, но нужно проводить опросы. Это дорогостоящий и мучительный процесс. Ладно я, от этого страдают мировые брэнды. Сегодня любой человек, любой пират может пойти и зарегистрировать знаменитый брэнд по какому-то классу товаров. Это абсолютный нонсенс в законодательстве.

Еще большим нонсенсом я считаю то, что Роспатент аннулирует регистрацию брэнда, если в течение пяти лет под ним в России ничего не производится. Другими словами, потом можно зарегистрировать брэнд Wal-Mart и открыть такой магазин. Бред! Это нужно безусловно менять. Должно быть табу на регистрацию узнаваемых брэндов по другим товарным классам.

Чтобы «прорегистрировать» брэнд по всем классам, необходимо несколько сотен тысяч долларов. Я не оговорился: классов неимоверное количество и за каждый нужно платить. И после этого ты гарантирован только на 5 лет.

В результате у нас не развит институт франчайзинга, нет института роялти, отчислений за использование брэндов. А на Западе это сплошь и рядом. Тот же Virgin постоянно дает использовать свой брэнд и за это получает роялти.

Парфюмерных брэндов много, но большинство из них сами не занимаются производством, а отдают право специализированным компаниям. Аналогично с очками. Всего в мире несколько компаний-монстров, делающих очки. Мы видим много марок, но на самом деле производители просто отчисляют владельцам брэндов роялти.

Институт сдачи брэнда в аренду, по сути, эксплуатирования брэнда, хорош как для владельца, так и для того, кто быстро хочет захватить долю рынка за счет узнаваемого названия. Больше налогов, понятно, транспарентно, законно.
Хорошая идея, но, к сожалению, у нас в стране это делать сложно из-за правовых коллизий.

Скорее производитель очков зарегистрирует понравившееся чужое название, чтобы не платить роялти. У нас все происходит на основе принципа «first come first served» (с англ. «первым пришел – первым обслужен»). Если ты первый ножками прибежал, то Dolce&Gabbana твой знак. Совершенный абсурд. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments