В Китае набирает обороты импорт продуктов питания, и Россия на этом рынке по некоторым позициям занимает одно из первых мест. С особенностями вкусовых пристрастий китайцев "РГ" познакомил Игорь Чайка, председатель совета директоров компаний "Русский экспорт" и FRCInternationalTradingLtd.
Так, мед из России стал уже узнаваемым брендом и имеет все основания, чтобы занять лидирующие позиции в сегменте импортный мед.
Китайцы не любят очень сладкое, и все известные иностранные производители, которые работают на китайском рынке, адаптируют свои продукты под такой вкус. Это касается всех сладких продуктов, даже жевательной резинки! Но при этом в Китае любят русское мороженое, рынок для его продвижения огромен, и, безусловно, он требует значительных инвестиций.
Также в Китае любят красную икру российского производства — ценят не только вкус, но и то, что ее добывают в "дикой природе" (основное подтверждение натуральности и экологичности продукта).
Интересная картина складывается в Китае с потреблением алкоголя средним классом. Вместе с увеличением численности "средних" китайцев увеличивается потребление спиртных напитков на душу населения. Но этот тренд в китайском обществе возник не потому, что китайцы начали путешествовать и открывать для себя винодельческие регионы, получили финансовую возможность приобщиться к культуре винопития. Оказывается, потребление алкоголя с коллегами и партнерами — это необходимый ритуал.
В связи с тем, что более 50 процентов китайцев не употребляют спиртное в принципе, то данные Всемирной организации здравоохранения о невысоком потреблении на душу населения сильно лукавят — происходит перераспределение среди всего необъятного населения КНР, иначе говоря, "размазывание".
"Около 50 процентов рынка алкоголя делят между собой пиво и вино преимущественно европейских брендов. При всей "не продвинутости" китайцев в области вин они в основном употребляют французские и итальянские вина (правда, в массе ординарные). Безусловно, французские и итальянские производители вин добились лояльности к своим брендам за счет агрессивной массовой рекламы и продвижения, так называемого general product, — рассказывает Игорь Чайка. — К слову, в Китае нет запрета на рекламу алкоголя, нет ограничений на время его продажи, а также не нужно получать специальную лицензию на его продажу".
Тем не менее, российская водка имеет очень хороший потенциал, востребованы коктейли на основе водки, настойки на натуральных ягодах.
Также интересны предпочтения китайских потребителей при выборе форматов упаковки. Например, в ряде провинций привыкли покупать большие фасовки продуктов — на всю неделю. В других провинциях хозяйки покупают продукты только в маленьких (по весу) упаковках, чтобы можно было съесть сразу.
Таким образом, востребованы продукты, как мы говорим, импульсного спроса (снэки, орехи, сухофрукты, шоколад, вафли — все в индивидуальной упаковке). Продукты, которыми в России перекусывают "на бегу", в Китае едят регулярно.