Непривычные продукты
Исчезновение привычных продуктов с полок магазинов изменило сам процесс покупки. Обычно эмоциональная увлечённость покупателей формированием потребительской корзины крайне низка, теперь же покупка товаров снова стала интересной. Все привыкли покупать по привычке одно и то же. Молодая девушка, начинающая жить отдельно от родителей, как правило, выбирает стиральный порошок, которым пользовались у неё в семье. Теперь он пропал с полок, и она должна самостоятельно выбрать новый. В какой-то мере это шок, но приятный.
Последний месяц показал, что покупатели теперь гораздо больше времени проводят в магазине и больше сил тратят на выбор. Люди выбирают себе новые любимые товары, и их это занимает. Эта ситуация напоминает потерю чемодана в командировке: с одной стороны, всё пропало, с другой — есть причина купить новые вещи.
Товары из супермаркетов
В ситуации, когда на рынке появляется много новых продуктов и брендов, потребителю необходим советчик и помощник, кто-то, на чей выбор они могли бы положиться. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время возрастёт статус розничных сетей. Потребители начнут ещё больше доверять своим любимым сетям. При этом небрендированные и несетевые магазины попадут в зону риска.
Российские бренды
У российских продуктов до введения санкций был довольно сложившийся образ. Автопром и электроника были не в почёте, а вот отечественным продуктам питания доверяли. Когда компания "Вимм-Билль-Данн" запускала бренд J7, чтобы продукт пользовался репутацией, не нужно было афишировать, что он от отечественного производителя. Всё иностранное пользовалось спросом. Но когда запускался "Домик в деревне", этот тренд уже изменился. Потребитель стал думать, что российские продукты более свежие и натуральные.
В последнее время на патриотической волне сильно поднялись отрасли, связанные с интеллектуальными, социальными и культурными продуктами. Например, российское кино и сериалы пользуются большой популярностью. Так как патриотизм — вещь, рассчитанная на внешний мир, а не на близкое окружение, он подтолкнёт категории товаров, в которых есть элемент самопрезентации. Например, возрастёт интерес к отечественным дизайнерам. Привлечёт к себе внимание продукция стран, которые занимают наименее русофобскую позицию. Это Сербия, Венгрия, Чехия, Словакия, Финляндия. На фоне новостного шума потребитель автоматически начнёт лучше относиться к их продуктам, например, будет делать греческий салат не с моцареллой, а с сербской брынзой.
Корейский лосось и чешский фастфуд
В лакшери-сегменте потребительское поведение практически не изменится, ведь премиальные продукты делают не только в тех странах, которые попали под санкции. Место норвежского бренда просто займёт корейский. Разве что количество таких потребителей снизится из-за эмиграции. Обычные потребители из-за нестабильности экономической ситуации откажутся от дорогостоящих покупок, которые требуют получения кредита. В области продуктов питания, одежды, индустрии развлечений падения не будет, только реструктуризация. Западные компании постепенно начнут создавать в России дочерние предприятия, чтобы получать деньги от лица российских компаний.
HoReCa и индустрия развлечений в меньшей степени пострадают от санкций. Потому что люди лишают себя маленькой радости в самую последнюю очередь. Можно отказаться от покупки машины, квартиры, ремонта, но вряд ли все перестанут ходить в кино или рестораны. Возможно, здесь произойдёт смещение: будут реже есть американский фастфуд и чаще ходить в чешские рестораны. С точки зрения HoReCa, нам в скором времени предстоит узнать много новых национальных кухонь. Сейчас, например, уже набирает популярность латиноамериканская кухня.
Клонированные товары
Период турбулентности продлится примерно полгода. В течение этого времени байеры розничных сетей будут принимать решения в отношении освободившихся ниш, выбирать, заполнять ли их азиатскими и латиноамериканскими брендами или создавать собственные приват-лейблы. У российских производителей слишком мало времени, чтобы вступить в конкурентную борьбу за эти ниши. Времени на разработку чего-то нового у них нет, поэтому они займутся копированием существовавших на рынке брендов. Долгосрочные проекты придётся приостановить, а высвободившиеся средства — перекинуть на краткосрочные задачи.
Всё новое
Идёт передел рынка, и это время заключает в себе много возможностей. Достаточно сложно заработать много денег на стабильном рынке, когда все ниши заняты. Самые крупные состояния всегда зарождаются в кризисные времена. Многие российские предприятия до санкций сталкивались с тем, что выход на рынок был нерентабелен из-за высокой конкуренции со стороны западных компаний. Теперь же этой конкуренции нет, а значит, есть возможности для создания продуктов с новыми бизнес-моделями, более экономичным производством и другой ценой. Пока рынок испытывает шок, но чем глубже яма, тем больше возможность взлёта.