В миграционной политике руководство страны противоречит самому себе: сокращает квоты для иностранных работников и при этом заявляет о необходимости иностранного труда в развивающейся экономике. Самой дикой выглядит квота 0% для мигрантов в сфере торговли. Владельцы лотков на рынке, как правило, уже оформили российское гражданство, им квота нипочем. А на кассах или фасовке в супермаркетах россияне работать не хотят, и непонятно, зачем эти места для них резервируют, отсекая иностранцев.
Разъяснения ноля
24 января на сайте Минздравсоцразвития были опубликованы разъяснения к прошлогоднему постановлению правительства о разрешенной на 2011 год доле иностранных работников в розничной торговле. Эта доля составляет, как и в предыдущие три года, 0%. В спортивных организациях, сообщает документ, может быть занято до 25% иностранцев.
Впрочем, в спортивной части интриги нет: легионеров в основном составе клубов меньше не станет. Как пояснили "Деньгам" в юридической службе футбольного клуба ЦСКА (из разъяснений Минздрава это не совсем очевидно), ограничение касается вообще всех сотрудников клуба, включая массажистов, а в том же ЦСКА штат 180 человек, в основном это, конечно, граждане России.
Поэтому если разъяснение и призвано было что-то разъяснить, то ситуацию в торговле. Согласно документу, нулевые квоты для иностранцев касаются торговли вне магазинов, то есть на рынках и в уличных киосках, а также продажи фармацевтики и алкоголя. Если учесть, что алкогольный отдел есть практически в каждом продуктовом, то, значит, иностранцы не могут работать и в супермаркетах. Корреспондент "Денег" не смогла сразу представить полное исчезновение иностранных торговцев из-за прилавков и направила запрос в Минздравсоцразвития. Ответ заместителя директора департамента занятости и трудовой миграции министерства Георгия Гаденко гласил, что "постановление распространяет свое действие на всех иностранных работников и не содержит норм, дающих право для выделения части иностранных работников, например, по профессиональной принадлежности, на которых действие данного постановления не будет распространяться". В переводе на понятный язык: ноль — это значит ноль.
Как четко обозначенная и разъясненная квота соотносится с жизнью? Чтобы понять это, я отправилась на Лефортовский рынок Москвы. Предыдущий раз я здесь была в 2007 году — собирала информацию для репортажа о торговцах-мигрантах. Четыре года назад впервые была введена квота для иностранцев в торговле, и не нулевая, а 40-процентная, и тогда серьезные азербайджанские мужчины были взволнованы. Они постоянно отвлекались от реализации фруктов на сходки, пытались прикинуть, многие ли смогут легализоваться и какие будут взятки, когда начнутся проверки.
В этот раз диаспора была поистине безмятежна. Поговорив с продавцами, я выяснила, что за четыре года существования квот многие сумели оформить себе и своим родственникам российское гражданство или вид на жительство и теперь никакие квоты их не касаются. А если кто и не оформил, то что? "Не помню, когда была последняя проверка,— сказал один из продавцов, выходец из Азербайджана.— Проверяющие знают, что здесь все решили свои формальные вопросы, и не ходят".
Понятно, что если нулевыми квотами на иностранцев в торговле власть пыталась порадовать часть общества, которой не нравятся те, кто "понаехал и торгует на рынках", то задача не выполнена. Владельцы лотков и ларьков все делают, чтобы работать в России на правах россиян.
Что касается отсечения иностранцев от работы в больших магазинах, эта мера выглядит еще более странной. О какой защите интересов россиян можно говорить, если трудиться на кассе или расфасовке в супермаркетах они не очень-то и хотят?
Большая розница
"Допустимая доля в отношении иностранных работников в торговле устанавливается уже в четвертый раз. В какой-то момент иностранных работников в розничной торговле оказалось столько, что правительство приняло соответствующее решение",— говорит Юлиана Алексенцева, главный специалист отдела трудовой миграции Института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России. Скорее всего, по мнению эксперта, такие ограничительные меры сохранятся и в следующем году.
Зачем, спрашивается, Минздравсоцразвития именно сейчас решило опубликовать разъяснения, что значит нулевая квота в торговле? "Разъяснения публикуются на сайте министерства в связи с поступлением большого количества обращений работодателей по этому вопросу",— ответил "Деньгам" Георгий Гаденко. Можно предположить, что вопросы чиновникам задают не владельцы палаток, а недоумевающие менеджеры крупных розничных объектов, которые сбились с ног в поисках линейного персонала.
Директор по развитию бизнеса холдинга "Империя кадров" Юлия Смирнова отмечает, что наем иностранца работодателю выгоден как минимум потому, что освобождает от необходимости платить социальный налог. Привлечение российских продавцов увеличивает цену товара минимум на 10%, а это, понятно, вопрос конкурентоспособности торговой точки. "Мигранты спокойно относятся к монотонному, непрестижному труду, они часто ответственны и без вредных привычек",— отмечает преимущества приезжих эксперт.
Но главное даже не в этом. Массовый наем работников из стран СНГ на линейные позиции в розницу начался несколько лет назад, когда россияне, видимо, смогли зарабатывать в других сферах и массово стали уходить с работы в супермаркетах. "На позициях продавца, кассира, работника торгового зала текучесть составляет до 100% в год,— говорит Юлия Фомичева, менеджер по рекрутменту отраслевой группы по работе с предприятиями розничной торговли и индустрии гостеприимства холдинга "Анкор".— Регулярная индексация зарплат, к сожалению, не решает этой проблемы. Персонал из ближнего зарубежья менее прихотлив в размерах оплаты труда и, как правило, крепче держится за рабочее место. При том что работодатель несет затраты не только на поиск, но и на обучение, адаптацию сотрудников, стремление сэкономить вполне обоснованно. Поэтому нынешняя реальность, при которой в сетевых ритейлерах работают граждане СНГ, является вполне закономерной".
"Мы работаем только с гражданами России и испытываем острую нехватку кандидатов на позиции продавцов",— подтверждает Ульяна Трифонова, территориальный директор отделений по массовому подбору персонала Kelly Services. Легче тем, кто работает в регионах, но ненамного.
В декабре 2010 года "Анкор" провел исследование "Дефицит профессиональных кадров. Причины и решения", опросив около 500 сотрудников по подбору персонала российских и иностранных компаний. Большинство респондентов поставили на второе место линейный персонал как наиболее дефицитный (на первом — сотрудники отдела продаж), поиск продавцов-консультантов в последние два года вызывал наибольшие трудности.
В ситуации, когда найти продавцов среди граждан России непросто, ограничения по найму иностранцев выглядят странно. "Государство зачем-то резервирует для россиян места в сфере, которая не требует квалификации и, главное, куда они не хотят",— недоумевает директор Центра миграционных исследований Жанна Зайончковская.
В общем, нулевые квоты для продавцов-мигрантов были бы особенно глупы, если бы они действовали. По словам Юлии Смирновой из "Империи кадров", и сейчас каждый второй заказ по подбору персонала в сфере торговли приходится на мигрантов. По ее словам, многие ритейловые сети выходят из положения, используя труд мигрантов на аутсорсинге. В случае проблем с такими сотрудниками всегда можно перевести стрелки на подрядчика. Впрочем, если иностранный сотрудник формально и не числится в штате супермаркета, это не дает ему права работать консультантом в алкогольном отделе: в этом случае работодатель должен будет заплатить штраф по результатам проверки.
Другой вариант, по словам Владимира Вашенцева, эксперта международного альянса "Трудовая миграция",— оформить, скажем, свою логистическую службу как отдельное юрлицо, и тогда расставлять товар смогут нанятые иностранцы, которые будут числиться грузчиками.
Новые лимитчики
Мигрантов можно условно разделить на два потока — на тех, кто иммигрирует из стран с визовым режимом (как правило, речь идет о высококвалифицированных работниках), и на тех, кто приезжает из стран с безвизовым режимом (чаще всего гастарбайтеры).
По словам Владимира Вашенцева, миграционные правила меняются то и дело: за последние полгода более 35 изменений на уровне федеральных законов и постановлений правительства. "О едином тренде говорить невозможно — до сих пор нет единой концепции миграционной политики, она только разрабатывается",— говорит Вашенцев. С этим согласна Жанна Зайончковская. По мнению экспертов, импульсы противоречивы. Декларируется стремление привлекать квалифицированных работников, ограничивать нелегальный труд выходцев из ближнего зарубежья и легализовать их возможность работать у россиян — физических лиц. Согласно новому закону о патентах, иностранный гражданин при получении патента может работать у физического лица, например, по хозяйству — строителем, нянечкой.
Президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин (до 2007-го он работал заместителем руководителя ФМС) рассказал "Деньгам", что во многих своих действиях государство ориентируется на передовой западный опыт, но для его применения не хватает ресурсов: "Закон о патентах по сути очень прогрессивен. Государство установило, что по патентам в России могут работать 3,5 млн иностранцев. Но если 3,5 млн человек явятся в органы ФМС для получения патента, они просто снесут здания — нет никаких ресурсов для принятия такого количества людей. В итоге сейчас по патентам работают всего 150 тыс. человек". О трудностях легализации иностранного труда в России говорит и Каромат Шарипов, председатель движения "Таджикские трудовые мигранты": "Оформить документы официально зачастую просто невозможно, потому что приходится сутками сидеть в очередях. 90% мигрантов здесь находятся нелегально".
Торговля и спорт — единственные сферы, где существуют процентные ограничения по количеству иностранных работников.
В других сферах государство устанавливает только количественный лимит иностранцев. Например, в этом году будет выдано более 530 тыс. разрешений на работу для иностранных рабочих, занятых на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.
Чтобы привлечь качественную рабочую силу, в прошлом году был введен статус "высококвалифицированный специалист" (работник, получающий более 2 млн руб. в год) и сформирован список специальностей, представителей которых можно нанимать вне квот, это касается в первую очередь топ-менеджмента. С другой стороны, если в 2007 году государство давало 7 млн квот для мигрантов, то в 2011 году страна готова принять по квотам всего 1,7 млн иностранцев. Сейчас, по данным некоммерческой организации "Опора-дружба", в стране реально работает около 6 млн мигрантов. "ФМС заявляет о том, что в Москве несколько сотен тысяч нелегальных мигрантов, новый мэр Сергей Собянин говорит о 2 млн,— отмечает Вячеслав Поставнин.— Москвичи замечают противоречия в словах чиновников и понимают, что власть не контролирует ситуацию. Невнятная, коррупционно емкая миграционная политика раздражает всех — и иностранцев, и российских граждан. Это увеличивает напряженность в обществе".
По мнению Жанны Зайончковской, ограничения лишь поощряют нарушения закона: "Во время проверок работодатели ставят за прилавок русских продавцов вместо мигрантов либо платят взятки, чтобы избежать штрафа 800 тыс. руб.". С этим согласен Вашенцев. По его словам, ни одно предприятие малого и среднего бизнеса не может себе позволить заплатить такой штраф за каждого нелегального сотрудника-мигранта, поэтому коррупционная емкость этой нормы крайне велика.
"Правительство поступает непоследовательно: с одной стороны, глава профильной межведомственной комиссии Игорь Шувалов говорит, что России нужна доброжелательная и либеральная миграционная политика, с другой стороны, пролонгируются нулевые квоты",— говорит Зайончковская.
Автономная некоммерческая организация "Опора-дружба" разработала концепцию миграционной политики, которая прошла обсуждения в Общественной палате и Совете федерации. "В ФМС была создана специальная рабочая группа по разработке концепции миграционной политики",— говорит президент организации "Опора-дружба" Евгений Якубовский.
Разработчики концепции надеются, что механизм квотирования претерпит существенные изменения, а в будущем будет ликвидирован. По мнению Якубовского, сейчас этот механизм забюрократизирован: до 1 мая текущего года предприятия должны сдать заявки о потребности в привлечении иностранных работников на год вперед, указать количество иностранных работников, их гражданство, профессию. "Много ли малых и средних предприятий, способных делать такие прогнозы с учетом динамики развития бизнеса?" — задает риторический вопрос эксперт.
Эти заявки поступают в специальные межведомственные комиссии в каждом субъекте федерации. Затем начинается длительный процесс согласования и обсуждения заявок, в ходе которых заявки режутся и передаются на уровень выше — в Минздравсоцразвития, где документ согласуют с Минрегионом, ФМС, ФСБ, Минэкономики, снова урезают и принимают постановление правительства. "В декабре предприятия узнают, что им не дают работников либо дают в существенно меньшем объеме, чем это требуется,— говорит Якубовский.— Кроме того, сама процедура подачи заявки сложная. Предпринимателю могут просто прислать уведомление примерно следующего содержания: ваша заявка отклонена, так как вы можете привлечь россиян. Компании по подбору персонала пытаются всеми силами получить по квоте как можно больше иностранных работников, чтобы потом их перепродать". Появление торговли квотами отмечает и Вячеслав Поставнин.
Да и самим чиновникам такой машиной трудно управлять. Евгений Чернецов, заместитель председателя комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы, в одном из интервью пожаловался на чрезмерную нагрузку на бюрократический аппарат: обработка одной заявки от работодателей занимает 50 минут, а всего заявок в Москве поступает около 5 тыс. заявок ежегодно. Таким образом, 5 тыс. часов работы столичных чиновников уходит только на ввод электронных данных.
Евгений Якубовский предлагает вовсе отказаться от системы квотирования. "В идеале предприниматели просто должны давать информацию о вакансиях в центры труда и занятости. И в случае неудовлетворения заявки в течение месяца получать право нанять иностранного работника".
По мнению Поставнина, цивилизованные страны уже прошли этап, на котором обсуждалась идея вовсе перестать пускать мигрантов. "С нашими дырявыми границами это уж точно не решит проблему",— сетует Поставнин.
12 января на съезде Федерации независимых профсоюзов Владимир Путин отметил, что правительство заинтересовано в том, чтобы абсолютно вся трудовая миграция в стране была легальной. "Естественно, мы будем создавать рабочие места прежде всего для граждан Российской Федерации, но без привлечения новых рабочих рук, специалистов разной квалификации растущей российской экономике не обойтись,— подчеркнул Путин.— Наша задача — использовать все плюсы импорта трудовых ресурсов и при этом избежать имеющихся здесь рисков, в том числе межнациональной, межконфессиональной напряженности, криминализации и коррупции".
Более конкретно по миграционной политике высшие чиновники не высказываются. "Без четких заявлений первых лиц невозможно анализировать дальнейшую миграционную стратегию",— вздыхает бывший замруководителя ФМС.