Группа «Черкизово» вошла в заключительную стадию реорганизации.

После того как в феврале были заполнены ключевые топ-менеджерские позиции, фактически завершилось начатое в прошлом году формирование управляющей компании группы. А 14 апреля планируется осуществить еще один этап корпоративного строительства – избрать новый состав совета директоров. По информации RBC daily, в его составе должны появиться независимые директора. Эксперты и участники рынка полагают, что таким образом «Черкизово» убьет сразу двух зайцев: усилит стратегическое управление и одновременно повысит репутацию в кругах потенциальных инвесторов перед предстоящим IPO.

ОАО «Группа «Черкизово»» создано в 2005 г. и объединило в качестве головной компании в единый холдинг две группы предприятий – АПК «Черкизовский» и АПК «Михайловский». Группа «Черкизово» – одна из крупнейших в мясной отрасли России вертикально интегрированных агропромышленных компаний с полным производственно-сбытовым циклом. Включает три основных производственных блока: мясопереработка, свиноводство и птицеводство. В состав группы входят восемь мясоперерабатывающих предприятий, пять птицефабрик, четыре свинокомплекса, птицеперерабатывающий завод, комбикормовый завод и девять торговых домов. География деятельности охватывает Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Пензенскую, Липецкую, Вологодскую, Белгородскую, Ульяновскую, Ростовскую, Тверскую, Челябинскую, Тамбовскую и Воронежскую области и Краснодарский край.

На российском рынке сегодня осталось не так много «семейных» компаний: среди маркетологов бытует мнение, что такая форма в наших условиях зачастую не позволяет эффективно управлять бизнесом и успешно выдерживать растущую год от года конкуренцию. Однако эту точку зрения с успехом опровергает основной акционер и председатель совета директоров группы «Черкизово» Игорь Бабаев. «Такая форма является вполне эффективной при определенных обстоятельствах. В моем случае «семейный» бизнес возник не сознательно – так сложилась ситуация, что реальными партнерами оказались два сына, племянница и брат, – рассказывал г-н Бабаев в одном из своих недавних интервью. – Но я в них вижу не только семью, но и профессиональных управленцев, способных эффективно и жестко контролировать и развивать бизнес». Игорь Бабаев постепенно отошел от оперативного управления компанией, доверив ключевые управленческие позиции членам своей семьи. И не прогадал: родственники, получившие экономическое образование за рубежом и в России и поработавшие в крупнейших западных корпорациях, оказались вполне способными управленцами. Так, старший сын Сергей Михайлов, занимающий сегодня должность гендиректора группы, за время руководства Черкизовским АПК увеличил продажи мясного подразделения группы почти на треть (до прихода в группу в 2001 г. г-н Михайлов, закончивший престижный Джорджтаунский университет в Вашингтоне, несколько лет возглавлял созданную им в США телекоммуникационную компанию с многомиллионным оборотом). А двоюродный брат Наум Бабаев, ныне директор по стратегии и развитию, стоял у истоков создания птицеводческо-свиноводческого комплекса «Михайловский», превратившегося в одну из крупнейших в России агропромышленных групп. Сам же основатель «Черкизова», по информации RBC daily, сегодня занимается разработкой идеологии компании и выступает в роли лоббиста интересов группы и мясной индустрии в государственных органах, пользуясь высоким авторитетом у региональных и федеральных чиновников.

Как считает исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, «Черкизово» сегодня – один из крупнейших и передовых отечественных производителей и переработчиков, и то, что компания так быстро развивалась, свидетельствует о том, что бабаевская система «семейного» управления бизнесом весьма эффективна». «Однако группа ставит перед собой достаточно амбициозные цели и максимально стремится их реализовать, – подчеркнул г-н Юшин, – поэтому необходима и «свежая кровь»».

Следующим шагом стало приглашение в управленческую команду сторонних менеджеров для усиления ее потенциала по ряду направлений. В начале года топ менеджмент компании пополнили специалисты, имеющие большой опыт работы в крупнейших международных и российских компаниях. На должность исполнительного директора акционеры пригласили Дмитрия Панкратова, призванного помочь в формировании холдинговой структуры, усилить руководство производственными блоками мясопереработки, свиноводства и птицеводства, оптимизировать управление продажами, маркетингом и закупками. Аналитики признают, что «Черкизово» приобрело качественного менеджера: г-н Панкратов, ранее руководивший коммерческим блоком «Кампомоса», вывел его в число лидеров на российском рынке, а затем был исполнительным директором группы «Продо», где он отвечал за формирование структуры холдинговой компании, руководил блоками маркетинга, продаж, производства и закупок. Кроме того, для усиления информационной политики «Черкизова», призванной сделать бизнес группы более понятным в глазах делового сообщества, на должность PR-директора приглашен Геннадий Фролов, имеющий опыт успешного формирования корпоративного имиджа Amtel-Vredestein перед IPO в 2005 г.

Эксперты считают, что здоровый симбиоз профессионализма молодой агрессивной семейной команды с опытом приглашенных извне высококвалифицированных менеджеров поможет группе достичь своих амбициозных целей. «Авторитарная модель управления, введенная в свое время г-ном Бабаевым, была эффективна для более раннего периода, – считает президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. – Однако сейчас, когда рынок становится более зрелым и конкурентным, требуются управляющие, имеющие широкий взгляд на бизнес, на рынок».

14 апреля группа планирует провести еще одно важное мероприятие – избрать новый состав совета директоров на внеочередном собрании акционеров. По информации RBC daily, в совете появятся несколько независимых директоров. Эксперты считают, что это поможет завершить в целом процесс корпоративного строительства, усилить стратегическое управление и одновременно повысить репутацию компании среди потенциальных инвесторов, сделав структуру управления более прозрачной. По словам Сергея Юшина, введение независимых директоров – обычная практика перед IPO, позволяющая повысить капитализацию компании и ее инвестиционную привлекательность. С этим соглашается и Мушег Мамиконян: «С точки зрения открытости и прозрачности компании правильно, если в совете директоров присутствуют независимые, грамотные и авторитетные люди. Это поможет бизнесу, улучшит репутацию компании у потенциальных инвесторов».

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar