Московский производитель хлебобулочных и кондитерских изделий рассчитывает войти в пятерку крупнейших игроков российского рынка.

Как сообщили RBC daily в московской группе компаний «Черемушки», на днях предприятие выиграло тендер на покупку 25% акций Люберецкого хлебозавода. В компании утверждают, что это приобретение – лишь шаг на пути к стратегической цели (захвату 30% московского рынка кондитерских и хлебобулочных изделий). Аналитики считают, что «Черемушки» вполне могут добиться поставленных целей, но уже в этом году у них может появиться серьезный конкурент в лице финской Fazer.

Кондитерско-булочный комбинат «Черемушки» образован в 1973 г. Сегодня группа компаний «Черемушки» включает в себя ОАО «КБК «Черемушки», «ОАО «Хлебозавод № 6» и ОАО «КБК «Простор». В 2004 г. оборот группы составил 2 млрд 181 млн руб., что на 564 млн руб. больше, чем годом ранее. В 2005 г., по предварительным подсчетам, этот показатель достиг 2 млрд 221 млн руб. Наиболее известные бренды компании – «Чародейка» и «Сдобная особа». Сейчас, по собственным оценкам группы, ей принадлежит порядка 10% рынка хлеба Москвы, и по этому направлению она является в столице лидером. Также крупнейшими игроками в «хлебном» сегменте являются Хлебозавод № 22 (8% рынка) и Черкизово (7%). По другим сегментам оценок доли компании пока нет. В «Черемушках» сообщили только, что кондитерская продукция группы присутствует в 76% розничных продовольственных точках Москвы, а за последний год этот показатель вырос на 18%.

Как рассказали RBC daily в компании, группа «Черемушки» на днях стала победителем аукциона по продаже 25% акций ОАО «Люберецкий хлебокомбинат», годовой оборот которого в 2005 г. составил около 130 млн руб. Сумма сделки относительно небольшая – 14 млн руб. «Эта сделка – один из шагов, направленных на достижение стратегической цели группы – увеличения доли на московском рынке хлеба до 30% в течение пяти лет», – прокомментировала сделку RBC daily финансовый директор ОАО «КБК «Черемушки» Жанна Гамова.

По словам г-жи Гамовой, в направлении кондитерских изделий стратегическая цель группы «Черемушки» на ближайшие пять лет – вхождение в пятерку крупнейших российских производителей мучных кондитерских изделий, а также покупка новых предприятий. Однако пока в «Черемушках» не анонсируют последующие поглощения. По словам Жанны Гамовой, объем инвестиций в создание крупнейшего игрока хлебобулочного рынка пока в компании не оценивается. Судя по программе развития предприятия в регионах, покупки возможны на всей территории страны. С 2004 г., как отметила г-жа Гамова, продукция «Черемушек» поставляется в 36 регионов России. К концу 2005 г. был сформирован штат региональных представителей компании в Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Казани. Поэтому специалисты не берутся рисовать карту возможных приобретений компании. Аналитик ИГ «ЦентрИнвест» Михаил Ганелин отмечает только, что как в Москве, так и в регионах достаточно объектов для «недорогого» поглощения – небольших хлебозаводов с оборотом в 4-5 млн долл. в год.

Средства на развитие в «Черемушках» решили привлекать путем рыночных заимствований – в ближайшее время компания планирует разместить дебютный трехлетний облигационный заем объемом до 700 млн руб. Организатором займа является КБ «Русский Банк Развития» В марте прошлого года группа сделала первую попытку заимствования, выпустив векселя ОАО «КБК «Черемушки» на 100 млн руб. По словам г-жи Гамовой, доходность ценных бумаг составила 13% годовых. По мнению Михаила Ганелина, облигационный заем, который, в отличие от вексельного, является долгосрочным заимствованием, компания сможет разместить под меньшие проценты – порядка 11% годовых. «До недавнего времени «Черемушки» развивались за счет собственной выручки и банковских кредитов. Выпуск облигационного займа – вполне ожидаемый шаг, поскольку он позволит компании снизить расходы по обслуживанию долга», – говорит аналитик брокерского дома «Открытие» Александр Афонин.

По мнению г-на Афонина, объем размещения на уровне 500-700 млн руб. оптимален для компании, так как большие заимствования могут ухудшить финансовые показатели «Черемушек». Вырученные от размещения облигаций средства и пойдут на достижение стратегических целей компании Согласно собственным прогнозам, объем продаж группы к 2008 г. вырастет на 45%, а рентабельность бизнеса увеличится вдвое. По мнению аналитиков, занять 30% московского рынка «Черемушки» смогут при условии грамотно разработанной маркетинговой политики. По словам Александра Афонина, сейчас компании имеет смысл сделать акцент на производство кондитерских изделий.

По данным Росстата, потребление хлеба в России начиная с 2000 г. сокращается на 5-7% ежегодно, а потребление кондитерских изделий стабильно растет – ежегодное увеличение составляет 6-7%. «В последние годы комбинат демонстрирует устойчивый рост основных финансовых показателей, например, чистая прибыль ежегодно увеличивается на 25-30% и, по предварительным данным, за 2005 г. должна составить порядка 64 млн руб. Помимо этого, у комбината достаточно высокие коэффициенты ликвидности», – оценивает результаты «Черемушек» г-н Афонин. Однако аналитики отмечают, что к покупке небольших московских хлебозаводов необходимо относиться осторожно, так как многие из них требуют реконструкции, и небольшой объем сделки при покупке может вылиться в серьезные вложения в техническое переоснащение.

Следует отметить, что московский рынок интересен не только для местных игроков, поэтому группу «Черемушки» ожидает уже в ближайшем будущем серьезная конкуренция. Также на 30% рынка претендует финский концерн Fazer Group (по предварительным оценкам, оборот компании в 2005 г. в мире составит порядка 1 млрд евро, в России – 100 млн евро), который уже владеет в России 75% акций петербургского предприятия «Хлебный дом». Сколько собирается вложить финская компания в освоение московского рынка, не раскрывается, однако, по прогнозам экспертов, в этом году Fazer может купить в столице 2-3 предприятия.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar