Кризис в какой-то степени оказал услугу компании Philips: экономя на ресторанах и развлечениях, люди стали больше времени проводить дома и, чтобы украсить досуг, покупать новые телевизоры, кофемашины, очистители для воды. Кроме того, люди по-прежнему регулярно чистят зубы и не экономят на здоровье своих детей: продажи компании в сегментах зубных щеток и продуктов для матери и ребенка остались стабильными. Впрочем, Philips все же пришлось оптимизировать бизнес. К примеру, компания отказалась от производства телевизоров в Австралии, Индонезии, Пакистане. Об особенностях ведения бизнеса в кризис корреспонденту РБК daily Маргарите Парфененковой рассказал исполнительный вице-президент Philips Consumer Lifestyle Андреа Раньетти.

— На каких направлениях бизнеса компании Philips наиболее отразился кризис и какие направления менее других потеряли в продажах?

— Philips работает сегодня по трем направлениям: «Потребительские товары», «Здравоохранение» и «Световые решения». Безусловно, компания ощутила на себе влияние случившегося в прошлом году мирового финансового кризиса, но диверсифицированность и сбалансированность портфеля наших бизнесов позволяет Philips даже в этот непростой период говорить о прибыли и перспективах. Например, наш бизнес-сектор «Здравоохранение» менее всего подвержен влиянию кризиса. Несмотря на ситуацию в экономике, людям всегда необходимо оперативное, качественное и доступное медицинское обслуживание.

Согласно многочисленным исследованиям, одной из очевидных мировых тенденций в области потребительского поведения сегодня является ориентированность на такие понятия, как здоровье и благополучие. И именно эту стратегическую платформу выбрала для себя Philips. Эти ценности остаются неизменными вне зависимости от общей экономической ситуации. Приведу несколько примеров. Продажи в сегменте зубных щеток в кризисный период практически не изменились: ведь если человек чистит зубы регулярно, то будет продолжать делать это и во время кризиса. Подобная же ситуация с линейкой продуктов Philips Avent для матери и ребенка: вы никогда не станете экономить на собственных детях и на том, что влияет на их здоровье.

— А такое направление, как бытовая техника, насколько сильно по­страдало? Какие продукты востребованы сейчас?

— В кризис многие люди больше времени проводят дома. Они реже ходят в рестораны, в кино, но хотят создать атмосферу настоящего кинотеатра дома и пробовать профессионально приготовленные блюда вместе со своими гостями. Поэтому сегодня особенно актуально приобретать телевизоры и Blu-ray-плееры для создания собственного кинотеатра, а также кухонную технику для приготовления любимых блюд. Могу привести еще один показательный пример: мы заметили, что потребители сейчас покупают меньше минеральной воды, но при этом дома используют специальные очистители, которые превращают обычную воду в минерализированную. Это ведет к увеличению продаж очистителей воды, которые есть у Philips.

Поскольку наша компания представлена во многих сегментах рынка бытовой электроники и техники, в определенном смысле мы даже получаем некоторую выгоду от кризиса. Например, мировой рынок ЖК-телевизоров вырос в 2009 году по сравнению с 2008-м в штуках на 18%.

— По результатам первого квартала 2009 года ваша компания показала падение продаж в сегменте бытовой техники на четверть. На данный момент ситуация изменилась?

— Недавно мы анонсировали результаты третьего квартала, который считаем достаточно успешным, поскольку наблюдаем рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом важно при оценке цифр принимать во внимание несколько моментов: в прошлом году мы старались максимально диверсифицировать свое порт­фолио, сократили или полностью отказались от тех бизнесов и подразделений, которые не являются для нас перспективными, и с точки зрения прибыльности в том числе. Компания Philips прекратила работу по некоторым направлениям в тех странах, где это стало не очень выгодно. Или отказалась от работы с некоторыми ритейлерами, бизнес с которыми стало вести не очень выгодно. Мы ожидаем, что наши программы сокращения расходов во втором полугодии окажут более значительное влияние на показатель прибыли.

— А от каких именно товаров вы предпочли отказаться и в каких странах приостановили свои продажи?

— Например, в Северной Америке в рамках плана по реструктуризации компанией Philips было заключено лицензионное соглашение с Funai, и мы передали подразделение телевизоров этому локальному игроку. Также мы отказались от этого бизнеса в Австралии, Индонезии, Пакистане. Перестали производить записываемые DVD, поскольку они не пользовались спросом, и жесткие диски.

— Заставил ли кризис вашу компанию выводить на рынок недорогие продукты? И стоит ли делать на них ставку, чтобы поднять продажи?

— Конечно, вывод на рынок более бюджетных продуктов может быть в краткосрочной перспективе эффективной мерой. Но мы стараемся быть представленными во всех ценовых категориях, чтобы дать потребителю широкий выбор качественных продуктов в зависимости от ценовых и вкусовых предпочтений. Мы должны понимать потребителя и его потребности и таким образом завоевывать дополнительную долю рынка. Мы стараемся максимально быстро адаптироваться к изменениям и тенденциям рынка.

— Российские эксперты предсказывают, что по итогам 2009 года рынок бытовой техники и электроники в России сократится на четверть по сравнению с прошлым годом. А как на рынках других стран будет складываться ситуация, каковы ваши прогнозы?

— Сейчас сложно делать какие-то прогнозы, поскольку на рынке бытовой техники и электроники вторая часть года с точки зрения продаж всегда успешнее, чем первая. Единственное, что можно сейчас сказать, если результаты второго полугодия 2009 года, которые мы увидим в январе 2010 года, будут соответствовать нашим ожиданиям и окажутся успешными, то это будет сигналом к тому, что рынок наконец начал выходить из кризиса. Если же рынок не продемонстрирует таких позитивных тенденций, это значит, кризис может затянуться еще примерно на год. Однако есть сегменты рынка, которые растут и сейчас. Например, сегмент кофемашин, в котором мы расширили свое присутствие недавним приобретением крупнейшего игрока — компании Saeco, растет достаточно стабильно. Люди любят хороший кофе, несмотря на кризис.

— А какие-то еще объекты поглощения со стороны компании Philips рассматриваются? На каких рынках можно ждать сделок?

— На данный момент я не могу назвать конкретные компании, тем не менее отмечу, что существует ряд стратегически важных для Philips областей, где мы хотим развиваться. Например, в области здравоохранения мы заинтересованы продолжать разработку инновационных продуктов и решений для лечения нарушений сна. Также мы внимательно смотрим на такие области, как забота о красоте кожи, очистка воды, Lifestyle management, безусловно, хотим расти на рынке кофемашин. Есть и новые сегменты, например, Relationship care. В прошлом году мы выпустили первый продукт в данном сегменте (эротический массажер) на британский рынок и полагаем, что сможем стать ведущим игроком в этой индустрии.

— Есть ли у компании планы создать собственное производство в России, как на это решилась, например, Samsung, которая построила завод по производству теле­визоров?

— Мы постоянно мониторим рынок на предмет привлекательных возможностей по локализации производства по всем трем нашим бизнес-направлениям. В среднесрочной и долгосрочной перспективе есть большой потенциал в формировании производственных активов в России. Мы уже осуществляем в Калининграде сборку 90% телевизоров, продаваемых нами в России. На данный момент мы не видим привлекательных производственных площадок в контексте текущих бизнес-задач локального и регионального уровня. Что касается ближайших планов, мы не готовы раскрывать детали своей текущей работы по данному направлению.

— Как вы оцениваете свое присутствие на российском рынке, удовлетворены ли ростом в России и будете ли наращивать свое присутствие?

— Мы работаем в России уже 111 лет. Россия является для нас одним из очень важных регионов, и мы планируем наращивать инвестиции и свое присутствие здесь.

— Можете назвать объем инвестиций в российский рынок? Планируете ли вы увеличивать их объем в ближайшее время?

— Мы нацелены на рост в России. В середине 2008 года мы планировали инвестировать только в маркетинговые операции порядка 2,2 млрд руб. Кризис вынудил нас корректировать свои планы. Наши дальнейшие шаги будут продиктованы анализом перспектив роста рынка в стране. Понятно, что российский рынок будет расти. Но важно понять, когда, где и как. Ответы на эти вопросы будут определять формат, объект, объемы и темпы инвестиций. Сейчас это сложно оценить.

Компания Philips со штаб-квартирой в Нидерландах работает более чем в 60 странах. Количество сотрудников — около 116 тыс. человек. Компания производит медицинское оборудование, светотехнику, бытовую технику, товары для дома и средства гигиены. Объем продаж в 2008 году составил 26 млрд евро.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments