Минпромторг предлагает выделить автомагазины, автокафе и другие магазины на колесах в отдельную категорию "мобильные торговые объекты" и утвердить для них отдельным постановлением правительства упрощенный порядок осуществления торговой деятельности. Таким образом, передвижные магазины смогут появиться в удобных для населения местах и составить серьезную конкуренцию крупным торговым сетям и супермаркетам. О том, как будет развиваться мобильная торговля, "Известиям" рассказал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
— Сейчас, если предприниматель захочет открыть свою автолавку, ему нужно пройти семь кругов бюрократического ада. Включить мобильные объекты в схему размещения НТО, заключить договор аренды земельного участка или иной договор, участвовать в торгах, чтобы получить место. При этом такие разрешения необходимо получать для каждой остановки магазина на колесах. Согласитесь, это противоречит самой идее мобильной торговли. Подобные недостатки требуется устранить через внесение поправок в закон о торговле, — отметил замминистра.
Допускается различный ассортимент: молочные и мясные продукты, овощи-фрукты, хлеб, рыба. Главный принцип — специализированный ассортимент без сопутствующих товаров.
— Вот, например, выходите вы с работы и вместо того, чтобы идти в магазин покупаете продукты в автолавке. Особенно хочется отметить, что все правила торговли будут применяться и к магазинам на колесах, то есть все санитарные нормы сохраняются — если для продажи мясных продуктов в магазине должен стоять рукомойник, им должен быть оборудован и магазин на колесах, — добавил Виктор Евтухов.
По словам замминистра, важно не просто развивать систему прямых продаж от производителя, а стимулировать отечественных автопроизводителей. Для функционирования мобильных объектов возникнет потребность создания дополнительных автозаправочных станций, автомоек, шиномонтажей, комплексных автосервисов, площадок ночной парковки и переэкспедирования, логистическо-складских комплексов.
Также эти меры позволят создать дополнительные рабочие места.
Глава комитета по потребительскому рынку Торгово-промышленной палаты Александр Борисов рассказал "Известиям", что готовящиеся нововведения оценивает положительно, так как появление мобильной розницы поможет заполнить проблемные участки в городах, где торговля по тем или иным причинам отсутствует.
— Считаю, что это очень хорошая форма ликвидации дефицита доступных точек продаж в тех местах, где не хватает стационарных торговых объектов, — подчеркнул эксперт. — По Москве департамент торговли и услуг отмечает, что в целом ряде управ есть реальная нехватка магазинов у дома, доступных точек продаж, поэтому возможность закрыть эти пробелы с помощью мобильных систем, на мой взгляд, полезная инициатива особенно с учетом нынешней конъюнктуры, — сказал он.
Он также отметил, что высокая конкуренция в этом сегменте положительно скажется на конечных потребителях. Но многое будет зависеть от тонкостей закона в части того, какую роль в новой системе будут иметь муниципальные власти.
— В конечном счете всё будет упираться в то, как местные власти будут регулировать эту область, какие у них будут полномочия, — добавил Александр Борисов.
Представитель Ассоциации производителей и реализаторов мясо-молочной и рыбной продукции Илья Завельский, имеющий личный опыт организации мобильных розничных сетей, считает, что именно такая модель поможет сдержать рост цен на продукты питания в непростой экономической ситуации.
— На сегодняшний день это один из действующих механизмов сдерживания цен на рынке. Для предприятий, особенно занимающихся продовольствием, самое важное — это оборачиваемость средств и возможность контролировать качество и цену своих продуктов. Сегодня производственные предприятия не могут отслеживать их, так как это лежит на плечах розничных сетей. В случае с мобильными сетями предприятие само создает сеть реализации, — пояснил предприниматель.
Илья Завельский добавил, что предприятия с помощью собственных передвижных точек продажи смогут продавать товары с минимальной наценкой, так как будут избавлены от ряда издержек.