Экономический кризис и рост цен помогли резкому росту продаж велосипедов в Греции, сообщает во вторник Афинское агентство новостей.
"В 2011 году в Афинах открылось 11 специализированных магазинов, а продажи увеличились в том же году на 20-25%", — сказал агентству муниципальный советник афинской мэрии Йоргос Амирас. По его подсчетам, в греческой столице сейчас около 5 тысяч активных велосипедистов, тогда как до кризиса этот вид транспорта не пользовался сколько-нибудь заметной популярностью.
Розничная цена бензина в кризис повысилась примерно в 1,8 раза — до более чем 1,8 евро за литр. Резко выросли налоги, сократились зарплаты и пенсии, безработица превысила 20% экономически активного населения и достигла почти 50% среди молодежи. В этих условиях велосипед дает горожанам в Афинах не только возможность сэкономить при поездках на работу и по делам, но и физическую активность, которая необходима, чтобы отвлечься от повседневных проблем.
По данным греческого статистического ведомства Elstat, использование велосипеда пока нельзя назвать повсеместным. В 11-миллионной стране продается около 260 тысяч велосипедов в год, средняя цена за штуку составляет 230 евро. Но несмотря на то, что покупка велосипеда окупается за счет экономии на автомобильном бензине, многие не могут позволить себе дополнительные расходы.
"До октября 2011 года у нас был рост спроса на 30%, хотя после особенно тяжелых новых мер экономии и холодной зимы он несколько снизился", — сказал агентству владелец пяти магазинов по продаже велосипедов Димитрис Констандопулос.
Однако Серкос Симонян, владелец магазина в центре Афин, был более оптимистичен: по его словам, в 2012 году спрос вырастет примерно на четверть. Магазины по продаже велосипедов — одни из немногих, которые продолжают создавать новые рабочие места в кризис, сказал Симонян.
Растет интерес и к велосипедным соревнованиям, регулярно проводятся массовые заезды в центре города и в других районах. Вырос спрос на профессиональное оборудование "продвинутых" велосипедистов — шлемы, костюмы, запчасти, катафоты-отражатели. При этом, по словам организатора велосипедного фестиваля в Афинах Спироса Папагеоргиу, число велосипедистов еще "не достигло критической массы", которая необходима для преодоления первоначальных трудностей.
"По статистике, около 80% перемещений в ЕС осуществляется на расстояние до 5-6 километров. Это значит, что и греки могут использовать велосипеды, сначала преимущественно неподалеку от дома, на малые расстояния", — сказал Папагеоргиу. Помимо соображений экономии, многими велосипедистами движет желание пользоваться более экологически чистым видом транспорта. Так, группа из 143 активистов провела эксперимент, пользуясь на протяжении 30 дней велосипедами вместо автомобилей. В результате было сэкономлено 1620 литров бензина, велосипедисты проехали 16 тысяч километров, заключает агентство. Афины остаются сложным городом для велосипедистов. Крайне мало число специально отведенных для велосипедов мест, отсутствуют стоянки, водители не обращают на велосипедистов внимания и не считаются с ними на дороге. Известный британский велосипедист Иэн Хибелл погиб на шоссе между Афинами и Салониками после 40 лет путешествий в седле велосипеда, за время которых он проехал около 400 тысяч километров. Водитель, сбивший Хибелла во время нелегальных автогонок на шоссе, скрылся с места преступления, но был задержан позднее. Однако отношение к велосипедистам стало меняться в лучшую сторону: так, в последние годы несколько афинских муниципалитетов впервые обзавелись специальными велосипедными дорожками.