Депутаты Краснодарского края обязали кубанских производителей вина писать на контрэтикетке, из виноматериалов какой страны они изготавливают свою продукцию.
— В последние годы у нас появились предприниматели, которые не хотят увеличивать посадки технических сортов винограда. Гораздо выгоднее и проще завозить виноматериалы из-за границы, здесь разбавлять, разливать и под видом кубанского продавать, — возмущается первый зампред Заксобрания Краснодарского края Иван Петренко. — Это стало так широко распространяться, что мы ввели новое требование в краевом законе.
Участники рынка, опрошенные "РГБ", в целом положительно высказались о нововведении, однако выразили сомнение, что производителей можно заставить писать подобного рода информацию. Ведь сведения, которые должны быть в обязательном порядке размещены на этикетке, определяет федеральный закон. Тем не менее покупателю, решившему приобрести местный продукт, теперь станет проще ориентироваться среди бутылок, которыми густо заставлены полки в любом крупном магазине. Нет надписи на контрэтикетке, что вино сделано из кубанской ягоды, хоть компания и находится в крае, значит, есть повод задуматься о его истинном происхождении.
— У нас есть предприятие в Горячем Ключе, у которого нет ни одного гектара виноградников, а они в один год произвели вина больше, чем "Абрау Дюрсо", — говорит руководитель кубанского НП "Винодельческий союз" Борис Катрюхин. — Они закупают виноматериалы, пишут хитро на этикетке, что предприятие находится в Краснодарском крае, а из какого винограда произведено вино, указывать необязательно. И нет оснований предъявлять им претензии, да и кто будет это делать. Если такой закон и принимать, то на федеральном уровне, чтобы он реально работал.
Сегодня в крае действует 34 винодельческих предприятия, но только у 28 есть свои виноградники, остальные работают на привозном материале. По словам руководителя Ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края Владимира Мдивани, в прошлом году в регионе было разлито около 15 млн декалитров вина, из них из кубанской ягоды сделано примерно две трети, остальная треть — из завозных материалов. Но без них предприятиям все же не обойтись. "Наши предприятия практически все (за исключением 4-5, совокупное производство которых не превышает одного процента в общем производстве) покупают заграничные виноматериалы, и они все равно не откажутся от них, так как те используются в купажах, помогая улучшить органолептические свойства, придать новое звучание определенному наименованию вина", — считает Борис Катрюхин.
За последние 5 лет на Кубани в отрасль инвестировано около 1 млрд рублей, из них из краевого бюджета — более 500 млн. По новой региональной программе развития сельхозпроизводства с 2014 по 2020 год на это направление будут выделять еще 4,77 млрд рублей, из них 1,4 млрд — из краевого бюджета, остальные средства власти намерены привлечь за счет инвесторов. При этом с нынешнего года компенсации из бюджета региона смогут получить только те, кто имеет свои виноградники или хотя бы использует сырье, сделанное из ягоды, выращенной на территории Краснодарского края.
— Это поможет увеличить площади виноградников в регионе, — уверен Владимир Мдивани. — Сегодня у нас лозой заняты 26 тыс. га, а в советское время было 60 тыс. То есть половина пригодной земли пустует, хотя есть те, кто хочет на ней работать. Задача власти — дать фермерам 5-10 га, чтобы они сами выращивали здесь виноград и производили вино. Для края это и дополнительные рабочие места, и налоги в бюджет.