Шведская IKEA открыла свой первый торговый центр в России десять лет назад — в декабре 2002 года. После того, как в прошлом году были открыты два ТЦ "МЕГА" в Уфе и Самаре, компания приостановила экспансию на российском рынке: ее руководство объявило, что ритейлер пока не будет строить новые торговые центры "МЕГА", а сосредоточится на обновлении старых комплексов. О результатах работы компании за прошедший год и планах на будущее рассказал "Интерфаксу" генеральный директор "ИКЕА" в России и СНГ и глава ее девелоперского подразделения IKEA Shopping Centres Russia Пер Вендшлаг.

— Что является драйвером роста продаж в торговых центрах?

— Ключевой арендатор в торговых центрах "МЕГА" — магазины "ИКЕА", которые демонстрируют прекрасные результаты, наращивая продажи на двузначную величину каждый год. "ИКЕА" сильно влияет на показатели торговых центров, притягивая большое количество покупателей. Так, в прошлом финансовом году выручка "ИКЕА" увеличилась на 26%. Продажи четырнадцати ТЦ "МЕГА" в России выросли на 19% — с учетом выручки магазинов в Уфе и Самаре, которые были открыты в конце 2011 года и также внесли значительный вклад в динамику оборота. Без этих двух центров продажи ТЦ "МЕГА" увеличились на 13%.

Рост выручки торговых центров зависит от оборота арендаторов. Как правило, IKEA Shopping Centres Russia заключает договоры с партнерами на условиях фиксированной арендной ставки в сочетании с процентом от оборота. Чем лучше бренды, ассортимент, чем больше выручка у наших партнеров, тем выше доход и прибыль у торговых центров, поэтому нам важно улучшать качество наших арендаторов, их выручку с квадратного метра.

Конечно, основные продажи в торговых центрах "МЕГА" приходятся на одежду, и основная часть наших покупателей — женщины. Для каждого торгового центра разрабатывается стратегия работы с пулом арендаторов. Когда у нас есть четкое представление — какой должна быть, к примеру, доля классической одежды, какая — молодежной, мы выбираем топ-5 брендов для каждой категории. Причем мы готовы ждать, когда та или иная компания будет готова открыть магазин в какой-то конкретной "МЕГЕ". Например, среди наших партнеров есть H&M, и мы хотим, чтобы этот ритейлер был представлен в каждом торговом центре. Пока магазины H&M есть в 11 ТЦ, осталось еще три. Но работать только, условно говоря, с H&M мы не можем: мы изучаем рынок, смотрим, какие категории товаров растут и какие новые перспективные бренды появляются.

Кроме одежды, в наших торговых центрах хорошо продаются аксессуары, электроника и бытовая техника, спортивные товары. Еще одна категория, где мы видим большой потенциал — еда и напитки. Сейчас на ресторанном рынке существует огромное разнообразие концепций. Развитие фудкортов в торговых центрах — еще один наш приоритет. Мы хотим расширить предложение брендов, быть более диверсифицированными в этом сегменте.

— В следующем году российский рынок позволит вам снова увеличить выручку на двузначную величину?

— Прогноз по российскому рынку позитивный. Экономический кризис пока не задел Россию так, как Европу. Я достаточно оптимистичен: если мы все сделаем правильно с точки зрения оптимизации внутренних бизнес-процессов, если у нас будут сильные арендаторы и хороший ассортимент, мы сможем продолжать двузначный рост. Пока я не вижу причин, почему он должен прекратиться. В следующем году, я думаю, рост будет как минимум 10-12%.

Наши торговые центры расположены не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в 9 других крупнейших регионах. В текущих экономических условиях в России это, конечно, нам сильно помогает. Мы видим, что в регионах продажи растут намного быстрее, чем в Москве, — в процентах, а не в объемах. Мы можем предложить арендаторам 14 торговых центров в разных локациях, в чем заключается наше конкурентное преимущество.

— После того, как IKEA Shopping Centres Russia открыла торговые центры в Самаре и Уфе, компания взяла тайм-аут и объявила, что сосредоточится на реконструкции существующих объектов. Вы говорили, что следующий торговый центр планируется открыть в московском регионе. Когда компания будет готова?

— Сейчас мы продолжаем работу над усилением позиций на рынке — оптимизируем контроль над расходами, проводим реорганизацию разных департаментов. Я думаю, на это нам понадобится еще год. Одновременно мы продолжаем инвестировать значительные средства в обновление существующих торговых центов. В прошлом году наши комплексы посетили 254 млн покупателей. Это хороший знак, это говорит о том, что торговые центры "МЕГА" пользуются популярностью. Но такой трафик сказывается на их состоянии с точки зрения эксплуатации зданий и их внешнего вида. Мы должны быть уверены, что система вентиляции, туалеты в наших торговых центрах соответствуют стандартам компании. Кроме того, мы хотим привлечь новых арендаторов, расширить фудкорты — особенно это касается трех наших московских магазинов. Мы должны предложить нашим посетителям что-то новое. Обновление торговых центров в Москве будет приоритетом компании в 2014-2015 годах.

Мы видим потенциал для дальнейшей экспансии и в Москве, и в некоторых других регионах. При этом "МЕГА" всегда открывается вместе с "ИКЕА", и здесь ничего меняться не будет. В Москве у компании есть четкая стратегия: мы должны как можно скорее найти площадки для строительства новых магазинов "ИКЕА". Это остается нашей основной задачей, мы не хотим терять скорость развития. Параллельно компания будет выбирать площадки, где рядом с магазинами "ИКЕА" могли бы открыться торговые центры "МЕГА".

— То есть новые торговые центры "МЕГА" будут открываться в Москве после 2015 года?

— Мы изучаем такую возможность. Речь идет о значительных инвестициях, поэтому мы должны подобрать оптимальные локации. Я думаю, что к середине 2013 года мы определимся с площадками для магазинов "ИКЕА" в Москве. Затем мы будем решать, где "ИКЕА" будет работать самостоятельно, а где вместе с торговыми центрами "МЕГА".

— Сколько компания планирует вложить в обновление всех существующих торговых центров?

— Счет идет на миллиарды. Я думаю, что минимальные инвестиции составят 5-7 млрд рублей. Точную цифру назвать сложно: все зависит от предстоящего объема работ. Нам нужно инвестировать эти деньги до того, как мы начнем строить что-то новое. Посетители предъявляют все больше требований к нашим торговым центрам, и нам важно им соответствовать.

— В предстоящие два года у компании истекает значительная часть договоров аренды с ритейлерами. Все готовы продлевать контракты?

— У нас истекают сроки около 700 договоров аренды. Большинство наших арендаторов хотят остаться, однако мы не готовы оставить всех, так что предстоит интересная дискуссия. Сейчас в наших торговых центрах всего 1% свободных, не арендованных площадей. У нас очень выгодная позиция: наши торговые центры привлекательны для ритейлеров, и это дает нам возможность предъявлять им более высокие требования. Мы не хотим, чтобы в наших магазинах были устаревшие коллекции. Если продажи у какого-то ритейлера падают, мы говорим: если вы хотите работать в нашем торговом центре, вы должны быть лучше. Перезаключение договоров — это еще одна возможность для нас улучшить пул арендаторов.

В следующем году в "МЕГЕ", возможно, появятся новые для российского рынка ритейлеры. Мы провели встречи с потенциальными партнерами и сейчас находимся в стадии переговоров с ними. Кроме того, есть очень интересные зарубежные компании, которые готовы в будущем выйти на российский рынок. Им интересна, прежде всего, Москва, а здесь у нас есть ограничения по площади. Так что нам потребуется какое-то время, чтобы найти для них место в торговых центрах.

В целом, мне кажется, что сейчас в мире осталось только два действительно растущих рынка — это Россия и Китай. Поскольку европейский рынок снижается, иностранные ритейлеры все больше смотрят в сторону этих двух стран.

— В России ИКЕА столкнулась с таким "побочным эффектом" ведения бизнеса, как коррупция. Даже основатель компании Ингвар Кампрад был вынужден признать, что в какой-то момент ИКЕА в России "сбилась с курса". Что делается для того, чтобы отклонений от курса больше не было?

— Это для меня самый легкий вопрос. Мы придерживаемся принципа абсолютно нулевой толерантности к коррупции. В компании есть рутинные антикоррупционные процедуры, проверки. У нас есть правило "четырех глаз", которое предусматривает, что каждый контракт всегда подписывается двумя людьми. Для важных контрактов действует правило "шести глаз", когда документ подписывают три сотрудника. Кроме того, ИКЕА — не публичная компания, ее акции не торгуются на бирже, поэтому у нее есть возможность подождать: изменить контракт или найти нового контрагента. Мы доказали, что мы можем успешно вести прозрачный бизнес в России. Если бы бизнес без коррупции в России был невозможен, нас бы здесь не было.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments