Россияне пока покупают в сети реже, чем жители других европейских стран. Согласно исследованию компании PwC, в Великобритании 28% покупателей совершали покупки в интернете раз в неделю, тогда как среди опрошенных PwC россиян таких было всего 12%.

На что спрос?

Согласно данным исследования по России, почти 92% участников опроса совершали покупки через интернет. В 2009 г. этот показатель составил 80%. При этом почти 70% респондентов совершают онлайн-покупки как минимум раз в 1–3 месяца.

По словам Анны Давыдовой, директора отдела аудиторских услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PwC в России, российский рынок онлайн-торговли еще относительно молод.

«Он активно развивается, но все еще далек от насыщения, — говорит Анна Давыдова. — Основной тенденцией является увеличение аудитории, причем как за счет расширения географии обслуживания, так и за счет выхода на рынок онлайн-торговли игроков из ранее не представленных сегментов. В то же время конкуренция на российском рынке постепенно возрастает, что приводит к улучшению качества обслуживания и удобства для пользователя».

Чаще всего участники опроса покупали в сети бытовую технику, книги, мобильные телефоны, а также компьютеры и программное обеспечение. Заметнее всего увеличилось количество покупателей в следующих сегментах: одежда и обувь (13%), видео- и аудиопродукция (12%), а также бронирование через интернет билетов в туристические поездки (11%) и на развлекательные мероприятия (10%).

К примеру, 37% от общего оборота онлайн-мегамаркета Ozon.ru составили книги, 30% — электроника, 33% — другие категории.

«Да, мы наблюдаем постоянный рост покупательской активности. Например, оборот компании в первом полугодии 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. вырос на 36%», — рассказалаи Retailer.RU в Ozon.ru.

Наиболее популярными категориями товаров в интерет-гипермаркете «Утконос» являются молочные продукты (14% в структуре продаж), бакалея (7%), алкоголь (6%), фрукты и овощи (4,3%).

«Практически в каждой корзине содержатся свежие молочные продукты, фрукты и овощи, мясная и рыбная гастрономия. Продажа продуктов питания в режиме онлайн является нашим приоритетным направлением в развитии», — говорят в «Утконосе».

Как рассказал Retailer.RU Тигран Гукасян, вице-президент по коммерции Wikimart, в 2011 г. на рынке онлайн-торговли в целом отмечается рост покупательской активности.

«В ноябре наши продажи like-for-like выросли на 400% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это значит, что рынок растет, но также это значит, что Wikimart расширяет свое присутствие и более активно работает, — говорит Тигран Гукасян. — По нашему интернет-магазину мы отмечаем рост покупательского спроса на все категории товаров. Однако он в большей степени определяется сезонностью и региональными особенностями аудитории. К примеру, в отдаленных от Москвы городах наибольший спрос наблюдается на модную одежду, где она как раз не представлена в достаточном объеме. Также на спрос влиется еще два фактора: уровень проникновения интернета и уровень жизни».

Наиболее популярной формой оплаты онлайн-покупок остается оплата наличными курьеру при получении (60%) и система интернет-платежей (50%). В то же время, отмечают специалисты компании PwC, растет популярность оплаты онлайн-покупок посредством банковских карт: в 2011 г. 32% опрошенных использовали этот способ оплаты, тогда как в 2009 г. таковых было всего 20%.

Живущие в сети

Самыми активными онлайн-покупателями являются молодые люди в возрасте до 25 лет, а также люди в возрасте 31-40 лет, чаще всего занимающие руководящие позиции или владеющие собственным бизнесом. Частота онлайн-покупок также связана с уровнем дохода: чем выше доход, тем чаще потребители покупают онлайн.

Критериями выбора магазина, по мнению 58% опрошенных, являются более низкие цены, на втором месте находится широкий ассортимент (54%), а затем уже – удобные условия доставки (44%). Однако для наиболее активных и состоятельных потребителей большое значение также имеют доверие к конкретному магазину, возможность получить товары без ожидания и удобная система возврата.

«Потребители отдают предпочтение покупкам в интернет-магазинах, как правило, по двум причинам: во-первых, благодаря более широкому, чем в традиционных магазинах, ассортименту товаров, а во-вторых, из-за более низких цен, -комментирует Вардан Гаспарян, старший менеджер практики по управлению цепочками поставок PwC в России. — Сегодня, помимо уже указанных основных причин, появляются комплексные критерии, такие как удобство совершения покупки, возможность сравнения товаров и удобная форма доставки. Традиционному ритейлу, особенно в регионах, вероятно, будет сложно конкурировать с онлайн-магазинами именно в силу «физических ограничений».

Согласно исследованию, ключевыми тенденциями развития онлайн-торговли в мире является широкое включение социальные сетей в электронную коммерцию. Все большее распространение получают и геолокационные сервисы (LBS) для привлечения покупателей. Кроме того, покупатели все больше используют мобильные устройства как для совершения непосредственно онлайн-приобретений, так и для обращения к онлайн-ресурсам в процессе офлайн-шопинга.

На рынке онлайн-торговли в России по-прежнему лидируют Москва и Санкт Петербург, говорят в компании «Утконос».

«В связи с быстрым ростом объема рынка и относительно небольшим количеством опытных игроков в сегменте, говорить о его насыщении пока рано. Наиболее конкурентными сегментами мы считаем одежду и обувь, электронику, книги – здесь из-за специфики продукции барьеры входа достаточно низкие, что привлекает большое количество специализированных мелких игроков, — рассказали Retailer.RU в компании. — Интернет-торговля продуктами питания же напротив, является высокотехнологичным и капиталоемким сегментом отрасли, что несколько затрудняет выход на рынок мелких игроков и снижает насыщенность спроса. В ближайший год-два мы ожидаем попыток выхода на этот рынок крупных продуктовых оффлайн-сетей.

Российские покупатели следуют общемировым трендам: почти 60% участников опроса с той или иной регулярностью совершали онлайн-покупки с мобильных устройств (смартфонов и планшетных компьютеров), причем 8% делают это регулярно. Почти половина опрошенных состоит в группах марок/ритейлеров в социальных сетях. При этом основная мотивация (21% опрошенных) – получение скидок, а 13% состоят в группах, потому что им нравится бренд».

Половина опрошенных россиян, отмечают аналитики PwC, всегда планируют онлайн-покупки заранее, почти 20% опрошенных преимущественно совершают в сети незапланированные покупки. Причем это часто неопытные пользователи, которые покупают онлайн не чаще, чем раз в полгода.

Чаще всего россияне совершают покупки в онлайн-супермаркетах – 22% участников опроса делают это регулярно. На втором месте по популярности – специализированные онлайн-магазины, к услугам которых регулярно обращаются 13% респондентов. Реже всего россияне покупают в онлайн-магазинах тех или иных брендов, что связано с тем, что это направление появилось в России относительно недавно.

России все большее распространение получают мультиканальные продажи: шопинг онлайн и офлайн сливается для потребителя в единый процесс, поэтому для традиционных ритейлеров очень важно полноценно присутствовать в сети и выделять ресурсы для активной поддержки онлайн-направления, говорят в компании PwC.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments