Депутаты и сенаторы внесли в Госдуму законопроект, согласно которому ретробонус (вознаграждение, которое поставщик выплачивает ритейлеру за большой объем закупки) и плата за маркетинговые услуги совокупно не могут превышать 3% от стоимости закупаемого товара. Сейчас, согласно закону "О торговле", ретробонус не должен превышать 10%, а стоимость маркетинговых услуг не регулируется вовсе.
Итоговая версия законопроекта (среди его разработчиков депутаты Ирина Яровая, Виктор Звагельский, Надежда Школкина, сенаторы Юрий Неелов, Сергей Лисовский) отличается от первоначальных вариантов, предлагавших более жесткие меры. Например, оказание сетями каких-либо услуг по продвижению или стимулированию запрещалось. Также в законопроект не вошел пункт, который позволял приостановить деятельность сети (до 90 дней) за повторное нарушение закона "О торговле". В аппарате зампреда комитета Госдумы по экономической политике Виктора Звагельского "Ъ" пояснили, что этот пункт планируется внести ко второму чтению законопроекта.
Помимо снижения допустимой стоимости выплат авторы законопроекта включили в итоговую версию предложение снизить базу, по которой рассчитывается бонус, путем вычета из нее косвенных налогов (НДС и акцизов). Также предполагается снизить отсрочки по оплате поставленных товаров до 5, 20 и 35 дней с момента получения партии в зависимости от длительности хранения продукции.
Один из крупных ритейлеров прогнозирует, что все предложенные изменения повлекут рост цен. "Если снизить бонус, то недополученные средства придется перераспределить, либо снизив закупочную стоимость, либо подняв цену на полке,— объясняет собеседник "Ъ".— Если сократить сроки оплаты, то получится, что сети "кредитуют" поставщиков. Ритейлеры начнут брать деньги в банках, стоимость которых также придется заложить в конечную цену товара".