Спад продаж в розничной торговле затронул все виды товаров — от продуктов питания до автомобилей. Среди лидеров снижения торговых оборотов — Кемеровская область и Алтайский край: 25,9% и 24% соответственно по данным на октябрь 2009 по отношению к октябрю 2008−го. В большей степени пострадала непродовольственная розница. В Сибири за тот же период падение оборотов составило 15,2% (9,2% — у продовольственных ретейлеров). Ну и конечно, сокращались продажи товаров верхнего ценового сегмента — по оценкам экспертов, они упали на четверть. А снижение доли премиального сегмента в сетях достигало 10–15%. Продовольственные сети, оперирующие в нижнем ценовом сегменте, не испытали на себе снижения оборотов. Некоторые даже наблюдают увеличение доходов и покупательского трафика.

Столкнувшись с падением выручки, ретейлеры стали пересматривать ассортимент, активно объединяться и снижать издержки. Некоторые просто покинули рынок. Власти надеются, что в следующем году розница выйдет из стагнации и начнет расти. Согласно прогнозу Министерства экономического развития, после падения на 6% в текущем году в 2010 году оборот ретейла в России вырастет на 1,5%, а в 2011–2012 годах увеличится еще — до 3,4% и 3,8% соответственно.
Уноси готовенького

Основная причина, которая привела к падению розничных оборотов, очевидна — она заключается в снижении реальных денежных доходов населения. В среднем по Сибири за период с октября 2008 года по октябрь 2009−го они упали на 10,1%. Роста доходов, хоть и несущественного, добились за этот период только в Забайкальском крае — 1,3%.

«Кризис почистил рынок. Ушли слабые и «больные» компании. Самая заметная для нас сделка — слияние «Чудодома» с «Уютеррой». Получилась федеральная компания, значимый для нас конкурент. Но зато не стало компании «Санта Хаус», которая совсем недавно планировала масштабную экспансию по России. Так что вопрос об острой конкуренции как не стоял, так и не стоит», — говорит Яков Хромов, директор по маркетингу сети магазинов «Посуда Центр» (Новосибирск). Нечто похожее могли сказать представители любого сегмента розничной торговли. Рынок пережил ряд мелких потрясений, связанных с бедами и победами участников. Например, в сегменте цифровой техники ушли с рынка сразу три федеральные сети —   «Диксис», «Беталинк» и «Цифроград». «Это привело к  образованию небольших региональных ретейлеров на базе сетей, а также к росту количества салонов крупных локальных конкурентов», — рассказывает Михаил Юшин, региональный директор сети «Связной Сибирь».

Значимые перестановки случились и на рынке продовольственного ретейла — X5 Retail Group приобрела сеть «Патэрсон». А в начале лета банкротом была объявлена крупнейшая сибирская сеть гипермаркетов «АЛПИ» (Красноярск). Ранее на рынке уже состоялись сделки по покупке компании «Мосмарт» Сбербанком России и последующей продажей ретейлера Anafi Enterprizes Ltd.

Завершают картину несколько крупных сделок в сегменте продаж бытовой техники и электроники. Здесь «законодателем мод» в ближайшее время могут стать чехи из PPF. Сначала эта компания приобрела контрольный пакет акций лидера рынка — сети «Эльдорадо», а сейчас планирует купить «Техносилу» — это третий по величине игрок.

Интересно, что некоторые эксперты ожидают роста сделок слияний и поглощений на розничном рынке именно в 2010 году. Такой прогноз сделала Юлия Дальнова, директор отдела торговой недвижимости Knight Frank. «Главными покупателями здесь будут выступать российские инвесторы, — отметила она. — Мы сейчас готовим несколько таких сделок». Основная масса сделок M&A, по мнению эксперта, будет проходить в Подмосковье и регионах. Там уже появились объекты с хорошим соотношением качества и цены.
Сети в законе

Из других тенденций выделяется разработка закона о торговле и дальнейшая интеграция ретейла в Интернет.

Интернет-торговля пока недостаточно окрепла в Сибири, но некоторые участники рынка демонстрируют интерес к этому сектору. «Эксперты в целом оценивают рост интернет-торговли в 10–15% в год. В «Связном» в этом году этот сегмент вырос на 50%», — говорит Михаил Юшин. Крупнейший российский продуктовый ретейлер X5 Retail Group, судя по всему, тоже делает осторожную ставку на Всемирную сеть. В середине октября он объявил о покупке магазинов «Болеро» и 003.ru за 1 млн долларов. Интересно, что первый магазин торгует книгами, аудио— и видеопродукцией, а второй — бытовой техникой и электроникой. Учитывая стремительное проникновение Интернета в города Сибири и интерес к нему со стороны торговцев, в следующем году вполне можно ожидать определенных подвижек на этом направлении.

Большие изменения обещает и законопроект «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации». Он, как известно, устанавливает четкие сроки оплаты за поставленный товар. Торговая сеть должна оплатить товар, срок годности которого составляет не более 10 суток, в течение 10 календарных дней после поставки; если срок годности не более 30 суток — в течение 30 дней; если более 30 суток — в течение 45 дней. Премию за объем закупок планируется ограничить 10%, а для социально значимых товаров такие бонусы сетям вообще запрещены. Наконец, новой будет методика расчета доминирования сети — ее предлагается установить в 25% от объема всех проданных продовольственных товаров в денежном выражении в границах одного региона (с 1 июля — в рамках городского округа).

Пока идет бурное обсуждение профильного законопроекта, ретейлерам остается надеяться только на восстановление потребления. Показателей уровня середины 2008 года никто пока не ждет. Но рост объемов продаж возможен, соглашаются с чиновниками участники рынка. «На существенный рост покупательской активности надеяться пока глупо, но и худшее тоже уже позади. Думаю, будет небольшой рост — 5–8% относительно этого года», — прогнозирует Яков Хромов. Бизнес как всегда оказывается оптимистичнее чиновников.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments