Новосибирская ИКЕА первой в России практически полностью изменила обустройство магазина. Вслед за ней изменениям подвергнутся все магазины ИКЕА в мире. Теперь покупатели могут ходить по более извилистым дорожкам — в отделе сопутствующих товаров вместо 19 поворотов стало 30. Практически все отделы изменили свое местоположение, в разделе «Кухни» стало больше уже оформленных интерьеров, расширение коснулось отдела сопутствующих товаров и текстиля. Корреспондент НГС.БИЗНЕС сходила на экскурсию в обновленный магазин вместе с директором «ИКЕА Новосибирск» Сергеем Грибаненковым, чтобы поговорить о новинках, распродажах и вкусах новосибирцев.
ИКЕА переделала дорожку, ведущую по магазину. Почему и что изменилось принципиально?
Мы переделали не только дорожку, а весь отдел сопутствующих товаров. Это глобальная инициатива компании ИКЕА: во всех странах выбраны пилотные магазины, и Новосибирск является пилотным магазином в России. Из всех 14 магазинов мы первый магазин, который внедряет эти новые методы работы.
Мы понимали, что отдел сопутствующих товаров люди пробегают, обращая внимание только на то, что лежит вдоль серой дорожки. И мы, конечно, хотели это изменить, чтобы не только мебель, но и отдел сопутствующих товаров стал интересным для покупателей. И сейчас мы слышим много отзывов от покупателей, которые говорят, что раньше не видели таких вещей у нас. Но это не новые вещи, теперь посетители расходятся по всей площади магазина и поэтому видят больше, открывают что-то новое.
И сколько поворотов теперь делает дорожка?
Было 19 поворотов, стало 30. Мы понимаем, что многие привыкли за 5 лет ходить по проложенному маршруту, поэтому прорабатываем вопрос улучшения навигации по магазину: чтобы лучше объяснять, куда и как идти, где кассы, где короткий путь. У нас практически каждый отдел переехал.
Где люди создавали пробки? Что стало удобнее?
Летом или в декабре к нам приходит до 25 тыс. покупателей каждый день. Это очень большое количество людей, но передвигаться с тележками можно. Самая большая пробка возникала у касс. Теперь мы надеемся, что эту пробку ликвидировали: если раньше было 20 касс, то теперь их 27. Такое количество касс позволит нам значительно увеличить пропускную способность. И мы ожидаем, что больше с таким явлением, как очереди, наши посетители сталкиваться не будут.
Почему в июле в новосибирской ИКЕА не было традиционной летней распродажи, когда во всех магазинах она проходила?
Нам нелегко далось такое решение. Мы провели распродажу раньше, в мае, — распродавали тот же самый объем товаров. Дело в том, что в течение июня-июля периодически часть магазина была завешена шторками, поскольку мы переносили местоположение почти каждого отдела. Распродажи привлекают огромное количество людей. Делать это в момент, когда магазин в стадии своего рода строительства, нехорошо по отношению к покупателям.
В этом году ИКЕА отзывала назад дверцы шкафов, сейчас на сайте отзывают проволочные полки для духовки. Почему участились отзывы?
Мы не рекомендуем пытаться разглядеть в этом закономерность. ИКЕА всегда очень щепетильно относилась к качеству товаров и отзывам покупателей. У нас сейчас более 350 магазинов, это колоссальный объем товаров и поставщиков, 32 страны и 700 млн покупателей. С ростом компании ответственность за то, что мы производим, возрастает. Проволочная полка оказалась ýже по ширине, чем пазы в самой духовке, и поэтому она чуть-чуть «ходит». Никаких отчетов об инцидентах мы не получали, это просто мера предосторожности.
Как вы оцениваете покупательскую способность новосибирцев, стала ли она лучше?
Ситуация постоянно меняется в лучшую сторону, в России растет средний класс. Мы видим это по среднему чеку и предпочтениям покупателей — они покупают больше и более дорогие товары.
Когда появится новый каталог и что интересного готовит ИКЕА в следующем сезоне?
Распространение нового каталога в городе начнется 25 августа. В середине сентября каталог будет доступен для всех желающих в магазине. В каталоге уже несколько лет мы стараемся развивать тему больших изменений без особых затрат. Мы рассказываем людям о том, как можно менять свой дом, не меняя крупные предметы мебели. Поэтому будет много текстиля, много ярких цветовых решений мебели. Может быть, в каком-то смысле ИКЕА станет еще более яркой и неожиданной, представляя разные цвета.
Когда ИКЕА пришла в Новосибирск, вы говорили о том, что сибиряки любят коричневое, а яркие цвета не любят. Это с течением времени изменилось?
Если посмотреть на пристрастия всех российских городов, то у нас есть сформировавшиеся за многие годы привычки. Это или черный цвет, или коричневый цвет — стандартный набор, который можно найти в любом мебельном магазине. Но я убежден, что вкусы меняются. Становится все больше людей, которым важно, как выглядит их дом, которые интересуются дизайном и покупают порой необычные вещи. Необычные с точки зрения установившегося житейского взгляда российского покупателя, который привык к традиционным цветам.