Производители игрушек и других детских товаров получат льготы от государства — 10−процентный НДС и субсидии. Сейчас российские производители занимают 35% рынка детских товаров, всего на 3% больше «товаров неизвестного происхождения».
По инициативе Минпромторга детская индустрия может быть выделена в отдельный вид экономической деятельности. Такая задача поставлена в проекте ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле». В министерстве считают, что это позволит отечественным участникам рынка детской промышленности «в полной мере воспользоваться государственными субсидиями».
«В настоящее время производители товаров для детей не могут в полной мере воспользоваться государственной поддержкой, так как распределение финансовых средств происходит на основе кодов экономической деятельности, а товары для детей распределены в разных подразделах раздела D «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)», — говорится в проекте министерства. Минпромторгом было отправлено обращение по изменению ОКВЭД в Минэкономразвития — ведомство, формирующее классификатор. Пока ответа из МЭР не было. Также Минпромторг планирует разработать предложение по расширению перечня видов детских товаров, облагаемых 10−процентным налогом на добавленную стоимость.
В отделе коммуникативных технологий Минпромторга Infox.ru рассказали, что доля малого и среднего бизнеса в индустрии детских товаров составляет примерно 70%. Систему налогообложения в отрасли надо менять, уверены чиновники. «Ранее был составлен список продукции, которая облагалась льготной 10−процентной ставкой НДС, однако этот перечень не такой широкий, каким, по нашему мнению, должен быть. Ряда товаров просто не было на момент составления перечня, а в детской индустрии достаточно быстро все обновляется. Модификации некоторых продуктов не были учтены», — сообщили Infox.ru в Минпромторге. В министерстве рассчитывают, что «отрицательных последствий» инициатива не вызовет.
Производители детских товаров надеются, что поправки пройдут. Президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина сообщила Infox.ru, что полной статистики по полученной от государства помощи за этот год нет, но «имеется положительный опыт в Москве, Санкт-Петербурге и Смоленской области». «Участники рынка детской промышленности получат возможность государственной поддержки по всем существующим программам, а не только по программам малого и среднего предпринимательства. Это позволит перейти к долгосрочному планированию, повысит инвестиционный потенциал и даст возможность поднять статус детпрома. Расширение реестра 10−процентного НДС даст возможность администрировать существующие налоговые льготы», — радуется Антонина Цицулина.
Александр Бархатов из «Детского мира» приводит пример: «Почему детские манежи облагаются 18−процентным НДС, а детские кроватки — 10−процентным? И это только одна из десятков нелепостей».
Константин Щербинский, совладелец «Нордпласта» — компании по производству пластмассовых игрушек, — тоже доволен возможными изменениями: «В данный момент вообще непонятно, за кем закреплены игрушки. Если нужно решить какой-то вопрос, то обращаться совершенно не к кому». Он надеется, что налоговые льготы «облегчат жизнь производителям игрушек в России».
По данным Ассоциации индустрии детских товаров, российские производители занимают 35% рынка детских товаров. Доля детских товаров неизвестного происхождения составляет 32%.