Минфин настаивает на том, что банки обязаны тотально проверять граждан при открытии счетов на наличие у них предпринимательских долгов по налогам. И тем, чьи счета были заблокированы налоговиками, отказывать в открытии счетов и вкладов в личных целях. Но это основание для попадания в черный список Росфинмониторинга и ЦБ, механизм исключения из которого не предусмотрен. Даже заплатив налоги, бизнесмен в результате рискует лично остаться персоной нон грата для банков.
На днях Ассоциация российских банков (АРБ) обнародовала ответ Минфина на ее запрос, посвященный запрету открывать не связанные с предпринимательской деятельностью счета и вклады тем гражданам, кто одновременно является индивидуальным предпринимателем (ИП) и чей счет заблокирован по решению налоговиков). В АРБ указывают, что применение такого подхода создает сложности как гражданам, так и банкам. «Возникают проблемы при открытии вклада на третье лицо, когда выгодоприобретателем является ИП с заблокированным счетом,— поясняют в правовом департаменте АРБ.— Подобный ИП не может устроиться на работу наемным работником и получать зарплату на карту, он не сможет открыть счет для получения социальных пособий. У физлиц с распространенными фамилиями есть шанс найти однофамильца-ИП и получить отказ в обслуживании вообще без оснований».
Налоговый кодекс разрешает блокировать счета налогоплательщиков в случае непредставления декларации, для обеспечения решения о взыскании налогов, при нарушении порядка обмена информацией с инспекцией по телекоммуникационным каналам связи.
Несмотря на доводы АРБ, в Минфине от своей позиции отказываться не намерены. Банки обязаны проверять, не является ли клиент предпринимателем с заблокированным налоговой счетом (с помощью специальных сервисов ФНС), следует из ответа Минфина. Если да, то банки не вправе открывать этим лицам счета, вклады, депозиты, заключают в финансовом ведомстве. Таким образом прямо указывая, что наличие заблокированного налоговиками счета в рамках предпринимательской деятельности является основанием для отказа в открытии счета гражданину.
Такая трактовка создает дополнительные сложности в первую очередь самим предпринимателям, указывают эксперты. «Отказ в открытии счета — это юридически значимое действие, и если банк принимает такое решение, он обязан направить об этом сообщение в Росфинмониторинг»,— отмечает собеседник из банка топ-10. И в итоге информация о полученном человеком отказе выливается в запись в так называемом черном списке, откуда стереть данные уже невозможно. «Полученную информацию о фактах отказов в открытии счета мы переправляем в Банк России, который доводит ее до сведения кредитных организаций,— пояснил статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный.— При этом мы не перепроверяем информацию, не редактируем ее, основания для отказов — это зона ответственности банков». А значит, что, даже когда ИП заплатит налоги, подаст декларацию или восстановит общение по каналам связи с ИФНС, он по-прежнему останется в черном списке. По словам господина Ливадного, само по себе попадание в черный список не является основанием для отказа в открытии счета, но банки могут и перестраховываться и отказывать — тут все от политики банка зависит. «Полагаю, что распространять на ИП тот же порядок блокировки счетов, что и на компании, неправильно,— рассуждает руководитель проекта ОНФ “За права заемщиков” Виктор Климов.— Не стоит забывать о социальной составляющей — предпринимателям, как и обычным гражданам, необходимо брать займы для личных нужд, получать пособия, неверно лишать их доступа к банковским услугам из-за налоговых долгов».
Позиция Минфина добавит хлопот и банкам — на «предприимчивость» придется перепроверять всех сотрудников компаний — зарплатных клиентов, потребуется перестройка процессов. «Любая подобная перестройка требует дополнительных затрат, но данные расходы банки не переложат на зарплатных клиентов, за подобных клиентов банки бьются,— отмечает зампред правления банка “Санкт-Петербург” Оксана Панченко.— Кредитные организации возьмут расходы на себя». Однако по факту эти расходы лягут на других клиентов. «Банк определяет расходы по клиенту в целом, и если у банка клиент чисто зарплатный и этот проект убыточный, то кредитная организация может компенсировать свои расходы за счет кредитования, РКО, других источников»,— отметил глава Нордеа-банка Михаил Поляков.