Бизнес-организации оформили свои замечания на законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК), написанный Минфином после начала кампании по деофшоризации. Главное замечание компаний — определенный чиновниками порог владения иностранным активом слишком низок. Они предлагают считать контролируемой структуру, доля в которой у собственника не 10, а 50%.
В декабре прошлого года президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию заявил о необходимости бороться за деофшоризацию экономики. В ответ Минфин разработал проект закона о КИК. Сейчас идет финальная стадия общественных обсуждений, после чего документ будет внесен в правительство. Свои поправки в Минфин вслед за Торгово-промышленной палатой направила "Деловая Россия" (есть в распоряжении РБК). РСПП также вырабатывает окончательную позицию по проекту, сообщил РБК его представитель.
Законопроект Минфина обязывает россиян, которые прямо или косвенно владеют хотя бы 1% в КИК, сообщать об этом государству. ТПП предлагает вообще отказаться от этих уведомлений, "Деловая Россия" — поднять порог если не до 50, то до 25%. Государство стремится узнать обо всех возможных долях в офшорах, поэтому вряд ли Минфин пойдет на такое глобальное изменение в концепции проекта, считает руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов.
Концепция КИК обязывает юридические лица и граждан, в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеющих иностранным бизнесом в офшорах, сообщить об этом в налоговые органы и заплатить налоги с нераспределенной прибыли. Бизнес-организации просят поднять этот порог. Возможно, в окончательной версии документа он будет скорректирован до 50%, как того хотят компании, надеется партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
"Деловая Россия" также предлагает Минфину вывести из-под действия закона о КИК прибыль от реальных активных операций, то есть доходы от продажи товаров, работ и услуг, даже если они получены контролируемой компанией. Это разумное предложение укладывается в логику Минфина, ведь одна из целей проекта — найти пассивные "кошельки" в офшорах, которые только аккумулируют прибыль, и заставить их заплатить с нее налоги, реальный бизнес это не должно затрагивать, говорит Вахитов.
Если речь идет о холдинге, в котором одна российская компания владеет другой, а та, в свою очередь, полностью или частично владеет акциями (долями) в контролируемой иностранной компании, то налоги с прибыли КИК должна платить только одна, самая близкая к офшору компания. Материнская и промежуточные российские компании в этом случае не должны платить налог, настаивают в "Деловой России". Таким образом, бизнес пытается исключить двойное налогообложение одной и той же прибыли, отмечает Александр Захаров.
Бизнес опасается, как бы не пришлось платить налоги с одной и той же прибыли КИК несколько раз. В проекте Минфина ничего не говорится об устранении двойного или многократного налогообложения, а существующие общие положения законодательства вряд ли можно применить к правилам КИК, отмечают в "Деловой России". Бизнес беспокоит, что Минфин недостаточно четко прописал механизм устранения повторного налогообложения, когда речь идет о получении дивидендов с прибыли компании, контролируемой из офшора, если раньше с этой прибыли уже заплатили налог как за нераспределенную прибыль КИК.
Совсем не обязательно, что именно контролирующая компания будет непосредственным фактическим получателем дивидендов напрямую от КИК, поясняют свою позицию в "Деловой России". Поскольку законопроект дает определение КИК как через прямое, так и через косвенное участие, дивиденды могут распределяться не напрямую, а через промежуточные организации из других стран.
В Минфине РБК не смогли предоставить оперативный комментарий.