Российские компании могут получить налоговые льготы, если будут вкладывать часть своих доходов в развитие высших учебных заведений. Соответствующий проект федерального закона подготовило Минэкономразвития (Минэк) по итогам заседания президиума совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. "Известия" ознакомились с текстом проекта. Поправки предлагают освободить от налога на прибыль в объеме до 1,5% от заработанных компанией средств в том случае, если они были направлены в фонды целевого капитала вуза для развития материально-технической базы и на подготовку востребованных экономикой кадров.

Минэк разработал законопроект, который даст инвестирующим в вузы компаниям налоговые льготы. Эта мера призвана стимулировать подготовку новых квалифицированных кадров для экономики.

— Законопроектом предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы налогоплательщика за счет учета его расходов на пополнение фонда целевого капитала образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, а также переданного безвозмездно имущества образовательным организациям на реализацию соответствующих образовательных программ и центрам оценки квалификации для проведения профессиональных экзаменов. При этом основным условием применения положений законопроекта является трудоустройство обучающихся, проведение независимой оценки квалификации работников налогоплательщика, — пояснили в пресс-службе Минэкономразвития.

Как пояснили в Минэкономразвития, принимая во внимание установленный законопроектом барьер в размере 1,5%, объем возможных выпадающих доходов будет незначительным. Прогнозируется, что, исходя из ставки налога на прибыль в 20%, бюджетная система ежегодно может недополучать 36,4 млрд рублей при 13,5 трлн рублей доходов казны в целом.

По информации, предоставленной Минтрудом и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), на поддержку и развитие материально-технической базы образовательных организаций 42,1% работодателей готовы осуществлять ежегодные расходы, в том числе: 34,6% работодателей — в размере свыше 5 млн рублей; 15,4% работодателей — в размере от 1 млн до 5 млн рублей (среднее значение — 3 млн рублей); 7,7% работодателей — от 500 тыс. до 1 млн рублей (среднее значение — 750 тыс. рублей); 15,4% работодателей — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей (среднее значение — 300 тыс. рублей); 26,9% работодателей — в размере до 100 тыс. рублей. За один год затраты предприятий на поддержку образовательных организаций могут составить 182 млрд рублей.

В Минэке рассчитывают, что выпадающие доходы бюджета будут компенсироваться инвестициями в науку и развитием системы образования.

В мире есть примеры успешного использования похожих механизмов. Так, во Франции вычеты не могут превышать 0,5% налогов, которые платит компания, в Италии — 2% налогооблагаемой прибыли, в Бразилии — 4%, в Мексике — 7%, в Индии, Голландии, Южной Корее, Испании и США — 10%, в Китае — 12%, в Германии и Швейцарии — 20%, в Японии — 40%, в Канаде — 75%, а в Великобритании вовсе отсутствуют какие-либо ограничения.

Инициатива Минэкономразвития предполагает, что студент будет трудоустроен в компании-инвесторе и проработает там не менее года.

"Известия" обратились в высшие учебные заведения, на чьих площадках открыли свои базовые кафедры такие компании, как "Ростелеком", "Яндекс", Сбербанк и многие другие. В Московском техническом университете связи и информатики отметили, что стимулирование компаний со стороны государства к более активному взаимодействию с высшими учебными заведениями будет способствовать подготовке высоковостребованных кадров. Такого же мнения придерживаются и в Московском физико-техническом институте.

— Нужно быть ближе к производству и делу. Это правильно. Самые прорывные в науке и технологиях вещи делаются в основном людьми молодого возраста. Если студент начинает свою научную работу, когда ему условно 20 или 21 год, это колоссальное преимущество. Но он должен заниматься реальной научной и производственной работой. Пусть будет поначалу тяжело, но он сразу попадает на самый современный уровень. Если он пару лет проработал в этой организации как студент или аспирант, то у него нет периода адаптации и он сразу включается в дело, что выгодно производству, — считает ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

Необходимость подготовки новых кадров для перспективных отраслей экономики неоднократно подчеркивали президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Активная работа по этому направлению ведется в рамках Национальной технологической инициативы, которая реализуется во исполнение поручений президента по итогам послания главы государства Федеральному собранию в декабре 2014 года.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar