У предпринимателей, вложившихся в магазины шаговой доступности при Валентине Матвиенко, новые городские власти отбирают льготы. Бизнесмены считают, что их обманули.
Владельцы 46 магазинов шаговой доступности лишаются 50% субсидий и будут работать на общих основаниях, уплачивая арендную плату по рыночным ставкам.
Городская программа магазинов шаговой доступности, стартовавшая в 2007 году, была закрыта правительством Петербурга летом 2011 года, когда власти признали ее неэффективной. Взамен компаниям было предложено активнее участвовать в ярмарках. Изначально целью программы было открыть магазины товаров повседневного спроса на территориях, где невыгодно открывать торговые точки и где есть проблемы с обеспечением населения продовольствием. В ассортименте магазинов должны быть хлеб, молоко и молочные продукты, мясо и т.д. Продажу алкогольной продукции и пива со временем разрешили, при этом площадь под их размещение в торговом зале не должна превышать 10% общей торговой площади магазина. Участникам программы власти обещали льготы в виде аренды на 10 лет и субсидии (50% фактической стоимости аренды конкретного помещения или участка, исходя из размера площади не более 150 м2). Целый год про эти субсидии никто из чиновников не вспоминал.
Владимир Костин, генеральный директор ООО "Московские ворота", рассказывает, что построил свой магазин с нуля и вложил 15 млн рублей. По его словам, отмена льгот затруднит окупаемость проекта. Предприниматель отмечает, что потратил деньги и силы на подведение коммуникаций, благоустройство территории вокруг магазина. "Новых людей им не набрать, все, кто что-то способен был сделать, уже сделали. Власть могла бы опираться на тех, кто есть, и дать возможность им расширяться. Ощущение от общения с чиновниками, что мы связались с наперсточниками", — сетует предприниматель. С ним согласен владелец МШД у Эрмитажа Иван Брашовяну: "Да, мы слышали о том, что субсидию снимают, ну что ж, будем работать, нам кредит, который взяли под открытие этого магазина, еще 2 года выплачивать". Его МШД тоже торгует алкоголем, однако вскоре для некоторых компаний торговля алкоголем будет невозможной — по федеральному закону налагается запрет на розничную продажу алкоголя во временных сооружениях. "Программа провалилась из-за непродуманности, а предприниматели, которых просили в ней участвовать, в итоге оказались ненужными", — говорит участник программы Сергей Шальнев. Однако эта новость радует Игоря Белоусова, владельца сети мини-магазинов "Семейный капитал", который как раз подыскивает помещения под собственную сеть продовольственных магазинов: "Конечно, нам эти помещения и участки интересны! Но мы не можем выгнать людей прямо сейчас, они там работают. Мы намерены пойти в КЭРППиТ со своими предложениями".
"МШД — модный и популярный сейчас формат. Сети присматриваются к нему, и конкуренты в виде малого бизнеса им здесь не нужны, — считает Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. — Ниша дискаунтеров устарела, и они не приносят крупным торговым сетям ожидаемого дохода. Поэтому власть делает зачистку поля в направлении формата магазинов шаговой доступности — поэтому и закрыта программа". Эксперты также полагают, что покупатели устали от "конвейерного подхода" в супермаркетах и торговля через прилавок в маленьких магазинах выглядит сейчас почти как инновация.
Это подтверждает тот факт, что в апреле 2012 года власти Петербурга уже заявили, что разрабатывают новый проект создания магазинов по продаже товаров повседневного спроса. Цель создания таких магазинов — на этот раз поддержка отечественного производителя. Бизнесу, участвующему в проекте, опять обещают господдержку в виде субсидий (на оснащение магазинов, капремонт, кредиты). Магазины будут работать в едином фирменном стиле, который будет разработан до конца 2012 года.
В КУГИ Петербурга отмечают, что расторгать 10-летние договоры аренды с владельцами магазинов шаговой доступности не будут, об этом рассказала Мария Смирнова, заместитель председателя КУГИ.
Евгений Елин, председатель КЭРППиТ, при этом отметил, что субсидий компании все-таки будут лишены. По словам чиновника, отмена субсидирования не несет больших рисков для компаний, учитывая небольшую площадь магазинов (до 150 м2).
Всего с 2007 года на программу МШД было выделено более 25 млн рублей, половина из которых уже выплачена компаниям. При этом программа развивалась крайне медленно, магазины открывались по годам неравномерно, причиной снижения темпов их открытия назывались трудности в подведении коммуникаций. Евгений Елин напомнил, что программа не была адресной — участники формировались по заявительному принципу.
"Почему мы и начали закрывать эту программу — потому что никаких удаленных и в самом деле депрессивных мест для этих магазинов не нашлось", — говорит Евгений Елин.
По его словам, магазины открывались в местах с хорошим потоком, где много покупателей. При этом, по его словам, участки под размещение магазинов предприниматели получали не на общих условиях — через торги, а "практически целевым образом". Чиновник отмечает, что сейчас нет оснований закреплять "нечестные правила игры", поскольку есть огромное количество магазинов, которые открывались независимо от программы (в городе работают более 6500 магазинов в формате "у дома", они также торгуют товарами массового спроса).
"Тем самым мы начинаем губить магазины вот этих честных предпринимателей, которые все за свой счет делают, потому что у них другая структура затрат. И фактически мы — как медведь в посудной лавке: пытаясь делать добро, фактически губим мелкорозничную торговлю такими программами", — говорит Евгений Елин.
Это не первый случай, когда предприниматели разочаровываются в обещаниях городских властей. Стоит вспомнить ситуацию с корпусами Апраксина двора, в реконструкцию которых просили вкладываться владельцев и арендаторов зданий, а затем передали проект крупной компании — "Главстрой-СПб".