В минувшем году затаившийся в кризисный период потребительский рынок Татарстана пережил массу знаковых событий. В Казани открылись два французских гипермаркета — "Ашан" и "Леруа Мерлен". Зато рынок товаров для дома и ремонта покинули несколько старейших местных игроков. Кроме этого, год отметился амбициозными планами "Эссена" и "Бахетле", крупными сделками по приобретению торговых центров в Казани, а также возвращением в Казань премиального автобренда Mercedes. Как это было, вспомнили корреспонденты "БИЗНЕС Online".

№1
КАК РОБЕРТ МУСИН РЕШИЛ ОБУТЬ ВСЮ РОССИЮ

В апреле минувшего года стали известны детали амбициозной стратегии развития обувного дивизиона группы Татфондбанк (ТФБ), реализующейся с осени 2012 года. В конце апреля состоялось открытие первых торговых точек в нескольких крупных городах: в Москве (ТП "Отрада"), Казани (ТРК "Тандем"), Тольятти (ТРК Park House) и Уфе (ТРЦ "Июнь"). Управляет сетями торговый дом "Золе".

Новый игрок обувного рынка заявил о ежегодном открытии более 50 магазинов и создании к 2017 году федеральной сети из сотен торговых точек. Все новые магазины планируется расположить в городах с населением более 250 тыс. человек, в "суперрегиональных торговых центрах". Интересно, что ТФБ планирует параллельное развитие сразу трех обувных сетей под разными брендами. Во-первых, порядка 200 магазинов будут открыты под новым брендом Primorosso, во-вторых, будет оптимизирована до 50 магазинов сеть, работавшая ранее под брендом "Спартак", в-третьих, начнется развитие франчайзингового проекта с одним из международных обувных ритейлеров, имя которого пока не разглашается. По данным источников "БИЗНЕС Online", речь в данном случае идет об открытии 100 — 150 магазинов в течение нескольких лет.

Таким образом, обувной ритейл группы ТФБ через несколько лет объединит порядка 400 магазинов в России — это очень серьезная заявка на вхождение в число лидеров обувного ритейла страны. Самая большая сеть в настоящее время у "ЦентрОбуви" — 1050 магазинов, у компании "Юничел" — 400 торговых точек, у ECCO — около 300.

По данным газеты "БИЗНЕС Online", стратегия проекта была создана с участием международной консалтинговой компании Ernst&Young. Для открытия магазинов и управления сетью собрана "международная команда профессионалов розничной торговли", сообщают в компании. Дизайн-концепция и архитектура магазинов разработана австрийским агентством Retail Branding. Напомним, ТФБ исторически контролировал казанскую обувную фабрику "Спартак", которая имеет свою сеть, объединявшую по состоянию на июль 2012 года 81 магазин. В результате реорганизации производство обуви и ритейл были выделены в самостоятельные бизнес-направления, а "Спартак" ожидает ребрендинг.

На развитие ритейла была приглашена московская команда во главе с Русланом Ильясовым, работавшим с 2005 по 2008 годы директором по персоналу российской "дочки" одного из ведущих мировых производителей алюминия, алюминиевых полуфабрикатов и глинозема "Алкоа", а с 2008 по 2011 годы — вице-президентом компании "Эльдорадо". Вместе с тем с 2008 же года Ильясов входит в совет директоров "АК БАРС" Банка, председателем которого являлся Роберт Мусин — человек, который стоял у истоков группы ТФБ.

№2
ФРАНЦУЗЫ И НЕМЦЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТАТАРСТАНА

Пока татарстанские ритейлеры затеивают экспансию в другие регионы страны, на местный рынок продолжают заходить транснациональные компании. В начале января минувшего года стало известно, что французская группа "Ашан" расширила свое присутствие на рынке России, приобретя у немецкой группы METRO сеть продуктовых гипермаркетов Real в Восточной Европе за 1,1 млрд. евро. В информации о сделке сообщалось, что "Ашан" примет активы и недвижимое имущество дочерних предприятий группы в Польше, Румынии, России и на Украине.

Выход "Ашана" в Казань был, как известно, непростым. Французский ритейлер, который рассчитывал появиться в Казани еще накануне тысячелетия, после долгих мытарств вокруг сдачи ТЦ "Южный" открылся только в октябре 2011 года. Площадь гипермаркета "Ашан" в Казани составила около 10 тыс. кв. м, а объем инвестиций — 500 млн. рублей. Спустя несколько месяцев после объявления о сделке "Ашан" провел в Казани день открытых дверей, на котором представители власти, бизнес-сообщества и ритейла обсудили условия доступа на полки одного из крупнейших ритейлеров. Как выяснилось, если раньше для того, чтобы продавать свою продукцию в сети "Ашан", необходимо было вести переговоры в центральном московском офисе, теперь для этого достаточно обратиться в региональное подразделение.

Гипермаркет Real в Казани открылся в торгово-развлекательном комплексе Park House в конце 2006 года, заняв свыше 12,2 тыс. кв. м площадей, а в октябре сменил вывеску на "Ашан".

№3
ИЗ ТРЕЙДЕРОВ В ДЕВЕЛОПЕРЫ

Тем временем двум старейшим торговым центрам Казани — торговому центру "Савиново" и XL — в минувшем году поменяли хозяев. Одна сделка произошла в начале года, а вторая — в конце. Оба объекта приобрел крупный российский трейдер полиэтилена, который начал активно инвестировать в жилую и коммерческую недвижимость, — "Барс Синтез" (собственник — Алмаз Сулейманов). По данным участников рынка, ТЦ "Савиново" первоначально принадлежал девелоперской группе "ФОН", но затем "Барс Синтез", ранее кредитовавший застройщика, забрал торговый комплекс в счет оплаты долга. Также "Барс Синтез" приобрел в одной из двух фоновских высоток на проспекте Ямашева пристроенный офисный центр. Среди других объектов "Барс Синтеза" можно также назвать строящийся в центре Казани 8-этажный офисно-гостиничный комплекс на улице Некрасова, 9. Его общая площадь — 8238 кв. м, а площадь офисной части — 3200 кв. метров. Впрочем, компании пришлось отстаивать право на участок, где стоит гостиница, через суд. Согласно СПАРК, Сулейманов числился собственником (данные за 2011 год) ООО "ЖК "Молодежный" (как известно, "ФОН" возводит на Ноксинском спуске одноименный ЖК "Молодежный").

О том, что "Барс Синтез" стал собственником одного из первых казанских торговых центров — ТК "XL" ("Икс Эль"), стало известно в ноябре. ТЦ XL был введен в эксплуатацию в 2003 — 2005 годах группой "Сувар Казань", став одним из первых современных торговых центров столицы. XL в настоящее время позиционируется как одежный дисконт-центр. "Первоначально торговый комплекс принадлежал девелоперской компании "Сувар Казань", но после кризиса 2008 года, поскольку он был заложен по кредиту, перешел кредитору — банку "Зенит". Покупателем стали структуры "Барс Синтез". Сумма сделки — более 1 миллиарда рублей", — рассказал газете "БИЗНЕС Online" источник, знакомый с ситуацией. — Площадь здания — 37 тысяч квадратных метров. В здании четыре основных этажа, пятый этаж — антресоль, шестой — подвал. XL — это первый в Казани дисконт-центр, где представлены дисконтные магазины "Спортмастера", Adidas, Reebok, Nike, Zolla. Якорными арендаторами торгового центра являются все эти перечисленные бренды, но в формате дисконт".

№4
С КАЗАНСКОГО АРБАТА УШЛА КРУПНАЯ ТОРГОВЛЯ

Перемещение покупательских потоков из центра в крупные торговые центры спальных районов, почин которому положили в том числе и XL с "Савиново", негативно сказалось на некогда главной торговой улице Казани — улице Баумана, которая перестала интересовать как покупателей, так и представителей торговли.

Так, в середине марта на данной улице закрылся один из двух магазинов одежной компании Benetton, представленных в Казани (теперь в городе остался магазин только в ТЦ "МЕГА Казань"). По данным участников рынка, площадь магазина составляла от 700 до 1 тыс. кв. метров. Эта итальянская молодежная марка была представлена в Казани с 2001 года, и ее первый магазин открылся на улице Мусы Джалиля. Привел эту одежную марку в Казань предприниматель Айдар Гатауллин (ООО "Профит"). Первоначально Гатауллин был единственным франчайзи марки в Казани, а затем представлять Benetton в столице РТ стала московская компания ООО "СПАЧЧО-Б". Владельцем компании "СПАЧЧО-Б" являлось португальское ООО "БЕНЕСТ-ТРЕЙДИНГ И СЕРВИСУШ ЛДА", теперь же ее контролирует люксембургский "БЕНЕСТ C.а.р.л.". Именно "СПАЧЧО-Б" является учредителем ООО "Виареджио" — компании-оператора казанских магазинов Benetton. В "Виареджио" Гатауллину принадлежит 34%.

В августе также на улице Баумана закрылся другой крупный одежный магазин — Mango. Площади этого магазина также принадлежат Айдару Гатауллину. Причины закрытия магазина не озвучивались, однако стало известно, что в это помещение заедет федеральный игрок — сеть кофеен "Кофеин". Сеть планирует открыть в Казани еще две кофейни до конца 2014 года.

№5
ВОЗВРАЩЕНИЕ АВТОГИГАНТА

Зато автомобильный рынок всколыхнуло долгожданное известие о возвращении в Казань премиального автобренда — Mercedes. Автосалоны германского производителя, дилерство которого принадлежало группе "Нур", были закрыты в результате крупных финансовых проблем у потерпевшего крах Маннафа Сагдиева. В минувшем году после долгих переговоров осторожные немцы выбрали-таки себе представителей в столице РТ, хотя заявление о том, что здесь подыскивается новый дилер, "Мерседес-Бенц РУС" сделал еще в 2010 году.

В марте газете "БИЗНЕС Online" стало известно, что победителем тендера стало ООО "МБ-Ирбис". Автосалон на улице Космонавтов, 71 в здании бывшего центра Honda общей площадью 2,4 тыс. кв. м (входил в автодилерскую группу Ильдара Зиннурова "Таттранском") открылся в середине года. А профинансировал возвращение Mercedes в столицу Татарстана Ильдар Галяутдинов — влиятельный банкир из автограда.

В сентябре же стало известно, что дилерство получила и автогруппа "КАН Авто", которую контролирует бывший губернатор Амурской области, а ныне глава концерна "Радиоэлектронные технологии" госкорпорации "Ростех" Николай Колесов. До тех пор основным бизнесом "КАН Авто" была продажа бюджетных отечественных машин и недорогих иномарок. Премиум-класс был представлен Cadillac, но он не так популярен в целом по России.

Напомним, своего единственного официального дилера в Казани российская "дочка" немецкого концерна Daimler лишилась в ноябре 2010 года, когда Арбитражный суд РТ ввел начальную процедуру несостоятельности в ЗАО "Ак Барс Автомобили". Компания, которую контролировал холдинг "Нур" Сагдиева, сама инициировала свое банкротство. Так закончилась история нуровской "дочки", торговавшей Mercedes с 1999 года.

№6
DIY-ПЕРЕСТАНОВКИ

При этом для рынка DIY (do it yourself) прошлый год ознаменовался целым рядом громких событий.

В середине года в Казани открылся гипермаркет строительных и отделочных материалов "Леруа Мерлен" площадью 18 тыс. кв. метров. Объем общих инвестиций в проект — 1 млрд. рублей. Казанский магазин "Леруа Мерлен" стал 26-м по счету "Леруа Мерлен" в России. Всего в магазине представлено около 33 тыс. наименований продукции. Треть магазина отведена под строительные и столярные материалы.

О приходе ритейлера в Казань стало известно в начале 2012 года, когда на заседании Казгордумы депутаты утвердили перевод участка площадью 68 321 кв. м по улице Амирхана из зоны специального назначения (Д3) в зону обслуживания населения (Д2). Инициатором перевода стал собственник участка — ООО "Интеллект и Право". Открытие гипермаркета "Леруа Мерлен" в Казани не один раз откладывалось. Магазин должен был открыться еще в начале мая. В конце апреля сроки перенесли на 21 мая. Затем еще. В итоге 19 июня магазин просто растворил свои двери без всяких пышных церемоний. По словам Галины Паниной — начальника отдела по внешним коммуникациям гипермаркета "Леруа Мерлен", перенос открытия был связан с проблемами с технической документацией, со сроками ее получения.

В апреле прошлого года стало известно, что одна из старейших татарстанских сетей DIY, которая в лучшие годы имела выручку в 1 млрд. рублей, неожиданно прекратила свою работу, закрыв все магазины, работающие под брендами "Евроинтерьер" и "Азбука Дома". Согласно данным самой компании, у сети до последнего времени работали 6 магазинов под вывеской "Азбука Дома" (два — в Казани, по одному — в Набережных Челнах, Октябрьском, Бугульме и Елабуге) и 10 магазинов под брендом "Евроинтерьер". В системе СПАРК сообщается, что, согласно внеочередному общему собранию участников ООО "Логика" от 20 марта 2013 года, было принято решение ликвидировать данное юридическое лицо. Именно ООО "Логика" является компанией-оператором сети под брендами "Евроинтерьер" и "Азбука Дома". Бренд "Евроинтерьер" появился на рынке в 1995 году, а пик развития сети пришелся на конец 90-х — начало нулевых. В 2005 году собственники "Евроинтерьера" произвели настоящую сенсацию, став франчайзи "оранжевых" — партнером немецкой сети OBI в открытии гипермаркета в казанском ТЦ "МЕГА".

Тогда же, в апреле, стало известно, что на рынок Татарстана вышел новый игрок DIY — питерская сеть "Метрика". Первый ее магазин площадью 2 тыс. кв. м открылся в Елабуге. "В текущем году мы рассчитываем открыть в Поволжье около 10 магазинов суммарной площадью 20 тысяч квадратных метров. Наш офис в Казани будет управлять развитием сети не только в Татарстане, но и по всему Поволжью. Его цель — заключение контрактов с локальными производителями и поставщиками по товарам с высокой логистической составляющей", — рассказали газете "БИЗНЕС Online" в компании. Стратегия оператора предполагает открытие в городах с населением от 50 тыс. жителей магазинов стандартной площадью 2 тыс. кв. метров. Флагманский магазин ритейлера в Татарстане будет расположен в Зеленодольске. При этом чуть ранее, в конце марта, в Лениногорске открылся магазин DIY оренбургской сети "Стройландия" по продаже строительных и отделочных материалов — первый супермаркет ритейлера в Татарстане площадью 2280 кв. метров.

№7
"БАХЕТЛЕ": РЕМОНТ И ХАЛЯЛЬ-КОНЦЕПЦИЯ

Весной 2013 года сеть супермаркетов "Бахетле" озвучила планы по развитию и расширению сети в Казани и Москве. Первый в 2013 году супермаркет площадью 2,6 тыс. кв. м открылся в татарстанской столице на Мамадышском тракте, на первой линии оживленной трассы. Правда, следует отметить, что открытие этого супермаркета планировалось еще в октябре 2012 года. Также было заявлено об открытии двух магазинов в Москве. Сейчас количество магазинов сети в Москве — 8.

Помимо этого, в планах компании были работы по перезонированию с целью оптимизации внутреннего пространства супермаркета на Алтуфьевском шоссе (Москва) и завершение работ по ремонту фасада казанского супермаркета на улице Ершова, а также полная реконструкция супермаркетов на Сибирском тракте и в ТЦ "МЕГА". В итоге магазин в ТЦ "МЕГА Казань" закрылся 3 апреля и открылся обновленным 1 августа.

Закрылся челнинский супермаркет в 11 комплексе Нового города. Один из двух магазинов "Бахетле" в автограде закрылся в связи с завершением срока договора аренды здания, который был подписан с финансово-строительной группой "Альянс" в марте 2004 года. Собственник уже в апреле приступил к ремонту освободившихся площадей.

Среди новых проектов сети — открытие первого супермаркета продукции "халяль", который ритейлер надеялся открыть к Универсиаде, но позже перенес сроки к концу года.

№8
КРУПНЕЙШИЙ РИТЕЙЛЕР ОТКРЫЛ ПЛАЦДАРМ

В сентябре сеть магазинов "Магнит", основателем которой является краснодарский предприниматель Сергей Галицкий (его состояние Forbes оценивает в $8,2 млрд.), объявила об открытии своего нового распределительного центра в Зеленодольске. Его общая площадь составила около 22 524 кв. метров. Розничная сеть "Магнит" насчитывает 19 распределительных центров общей площадью 483 127 кв. м, сообщил тогда ритейлер. В компании заявили, что распределительный центр в Зеленодольске будет обслуживать магазины сети, расположенные в Республике Татарстан и Кировской области.

Зимой 2012 года тогда еще глава Зеленодольского района, а ныне сенатор от Татарстана Сергей Батин рассказывал в ходе интернет-конференции с читателями "БИЗНЕС Online" о реализации данного проекта. По его словам, районные власти в 2011 году вели переговоры и вышли на финишную прямую по оформлению земельного участка в собственность компании "Тандер", владельцу федеральной сети магазинов "Магнит". Распределительный центр должен был расположиться на 16 га земли в Зеленодольске, а численность его персонала должна была составить 1,2 — 1,5 тыс. человек. Предполагаемой суммой инвестиций он назвал 2 млрд. рублей.

Предполагалось, что в конце 2012 года будет завершен первый этап, но в итоге объект был сдан с опозданием почти на год.

№9
ПОХОД НА КАЗАНЬ

Также в сентябре об амбициозных планах выхода в 2014 году на рынок Казани сообщили совладельцы "Эссен Продакшн АГ" Леонид Барышев и Вадим Махеев. До сих пор сеть, насчитывающая в общей сложности 19 "гиперов" и 75 магазинов шаговой доступности в четырех регионах РФ, в Казани представлена не была — во всяком случае в крупном формате.

По оценкам Махеева, в строительство одного магазина необходимо вложить около 300 млн. рублей. Говоря о структуре инвестиций, он отметил, что в основном это будут собственные средства, в лизинг компания берет только дорогостоящее холодильное, кассовое и климатическое оборудование, это более половины затрат. Шаг смелый, так как считается, что Казань — один из самых насыщенных и конкурентных рынков в России. По данным столичного исполкома, только в 2012 году в городе было введено 26 новых и реконструировано 44 объекта потребительского рынка. К концу года обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей составляет 1011 кв. м — это один из самых высоких показателей в России.

Формат будущего магазина назван "компактный гипермаркет". Площадку будущего магазина компания не озвучила. Говоря о сроках, партнеры отметили, что построить объект можно и за полгода (как это было в случае с комплексом в Нижнекамске площадью в 16 тыс. кв. м), и за год. Все зависит от того, как в Казани будет решаться вопрос с согласованием строительства и вводом объекта в эксплуатацию. Однако на казанских телеканалах можно увидеть бегущую строку о наборе сотрудников в "Эссен".

Кроме этого, в течение ближайших двух-трех лет группа планирует ребрендинг выкупленных в прошлом году магазинов сети "Камилла". Ребрендинг будет осуществляться постепенно, по мере необходимости модернизации конкретного магазина вывески будут меняться на "Эссен-Экспресс". Всего сеть магазинов шаговой доступности сети включает теперь 75 торговых точек площадью 200 — 1000 кв. м, большая часть их находится в Закамье.

№10
ДОЛГОЖДАННЫЙ АГРОПРОМПАРК

В мае же сбылась мечта фермеров — в Казани официально открылся долгожданный агропромышленный парк. Ранее торговля велась лишь на прилегающей к нему площадке, но теперь в комплекс входит основное здание площадью 50 тыс. кв. м, из которых 10 тыс. кв. м занимают уличные торговые павильоны, 10,8 тыс. кв. м — два торговых зала на 490 арендаторов, 6,1 тыс. кв. м — производственные площади и 11,4 тыс. кв. м — склады. Рядом с основным зданием расположена гостиница на 38 номеров, кафе и паркинг на 219 машино-мест. Общая сумма инвестиций в проект составила 2 млрд. рублей.

В сентябре появились новости, согласно которым агропромпарк до конца года получит технологическое оборудование на 200 млн. рублей. Эти средства позволят оснастить производственные площадки, запустить цеха. Так, на 148 млн. рублей будет закуплено холодильное оборудование, оборудование по переработке мяса и плодоовощных культур, погрузочно-разгрузочная техника, линия по производству кондитерских изделий, оборудование для ветеринарной лаборатории. Кроме того, на 47 млн. рублей дополнительно будет поставлено оборудование хлебопекарни, первичной обработки овощей, оборудование для проверки качества готовой продукции, погрузочно-разгрузочная техника.

Значимость агропромпарка продемонстрировал в сентябре сам президент РТ Рустам Минниханов. В субботний день он приехал с целой делегацией и внимательно изучил предложения продавцов рынка.

В январе минувшего года, помимо зарождающегося скандала вокруг высоких арендных ставок, в проекте агропромпарка произошло еще одно не менее громкое ЧП республиканского масштаба — срыв сроков сдачи объекта, который должны были сдать еще в декабре 2012 года. Называлось несколько сроков сдачи парка. Сначала проект планировалось запустить в 2010-м, затем — завершить в 2011-м. В ходе 2012 года неоднократно сроки его открытия переносились. В начале года сроком называлась весна, и это уже стало точной датой.

Напомним, идея создания агромпарка принадлежит ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ. Идея была предложена комитету по развитию МСП РТ. Впервые общественность услышала об агропромпарке три года назад от Тимура Шагивалеева, который возглавлял комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments