На этой неделе мэрия Москвы анонсировала вторую очередь сноса торговых павильонов. В сентябре уничтожат не менее 107 объектов, которые чиновники считают самостроем. Пока предприниматели думают, что им делать, "Секрет" расспросил тех, кто лишился собственности во время первой "ночи длинных ковшей", о том, как они пережили снос и чем занимаются сейчас.

Торговая галерея на "Кропоткинской"
Выручка одного объекта в 2015 году: нет данных
Число снесённых объектов: 3
Что снесли: общественный туалет, магазины "Мегафона" и "Евросети", палатки с одеждой и цветами, общепит

Алан Давыдов, собственник торговой галереи на "Кропоткинской"

У меня было шесть капитальных зданий у метро "Кропоткинская". В первую волну снесли три, остальные снесут сейчас. Переговоры никто с нами вести не хочет. Мы обратились к президенту с просьбой остановить этот беспредел, но пока, видимо, ему не до нас. Мы знали заранее, что последние три объекта тоже снесут, но не знали, что так скоро. Думали, они хотя бы до выборов подождут.

Из-за сноса 100 человек уже остались без работы. Магазин одежды потерял за ночь 3 млн рублей — их вещи были в здании, когда его начали сносить. Выручка работавших в нашем павильоне компаний составляла много-много миллионов — конечно, больше 100. Сколько лично я потерял, не скажу — это коммерческая тайна, но много-много. Скоро у нас будут суды, и там мы назовём сумму.

Мы уже подали иск в суд на правительство Москвы, префектуру ЦАО, Госинспекцию по недвижимости и ГБУ "Автомобильные дороги", осуществлявшую снос. По новому сносу тоже подготовим иск. Вместе с нами в суд обратились ещё несколько владельцев таких же построек. На какую сумму подали иск, я говорить не буду — на очень большую сумму, больше, чем на несколько десятков миллионов рублей. Другие компании подали иски на 1,8 млрд и на 2 млрд рублей.

Суд — это надолго. Вчера у нас было только второе заседание. Когда будет решение, пока неясно. Суммы обсуждаются немаленькие, и судья не хочет ошибиться. Та сторона много гадостей делает, придумывает небылицы. На первом заседании, например, префектура и госинспекция заявили, что не знают, кто нас ломал. Нам до сих пор не выдали акт, в котором это было бы прописано, но известно, что это было ГБУ "Автомобильные дороги". Они отвечают: "Да, мы ломали, но мы не заказчик". Короче говоря, той ночью ограбили людей, а мы сейчас ищем вора.

Есть решение Высшего арбитражного суда, что наши постройки — законные. Судья же не может сказать, что другие судьи ошиблись, когда выносили решение о законности строений. Если в нашей стране хоть какой-то закон остался, мы получим компенсацию. Правительство Москвы творит беззаконие, и мы надеемся только на суд. Что касается дальнейших планов, план у нас один — бежать подальше из этой страны. Что делать в стране, где в любой момент могут прийти и отнять собственность?

Торговый центр "Пирамида"
Выручка одного объекта в 2015 году: 180 млн рублей
Число снесённых объектов: 1
Что снесли: "Рив Гош", "Л’Этуаль"

Владислав Васнев, владелец компании "Пирамида 2000"

Мы продали "Пирамиду" буквально за две недели до сноса, так что на нас эта история никак в итоге не сказалась. Конечно, нервничал сильно, какие-то нервные клетки умерли, но, в принципе, нам удалось из этой ситуации выйти, скажем так, в разумных рамках — мы ничего не выиграли, но и не проиграли, остались при своих. Купил "Пирамиду" один гражданин Азербайджана. Зачем он это сделал — не ко мне вопрос. Потом сказал, что сам её и снесёт.

"Стардог!s"
Число снесённых объектов: около 100
Выручка одного объекта в 2015 году: 4,8—12 млн рублей
Что снесли: палатки с хот-догами

Сергей Рак, председатель совета директоров компании "Маркон" (бренд "Стардог!s")

Проблемы, связанные со сносом, легли на плечи наших франчайзи. Около десяти снесённых точек находились в зданиях, признанных самостроем, ещё около 100 — в ларьках. Каждый из наших партнёров после сноса начал искать варианты возобновить бизнес.

Кому-то удалось найти альтернативные места — иногда на непонятных нам птичьих правах. Некоторые разрешённые в 2011 году нестационарные объекты действует до сих пор, например, на Новом Арбате и на Мичуринском — и вот там есть "Стардог!s". Но их могут снести в любой момент, поэтому таким путём пошли лишь немногие.

Большинство стало открывать точки на первых этажах жилых зданий. Ещё один вариант — выделить под "Стардог!s" 5 м в своём магазине, у многих франчайзи, помимо "Стардог!s", есть ещё какой-то мелкий торговый бизнес. Многие ушли в Московскую область — там пока не такие жёсткие условия.

Ещё один вариант — работать на всевозможных ярмарках и фестивалях. Но тут много не заработаешь. Там надо быть, чтобы бренд не забыли. На фестивале "Нашествие", например, будет восемь точек "Стардог!s". И хотя там хороший трафик, аренда тоже очень высокая. Кроме того, выездная торговля — очень затратный и сложный процесс. Даже персонал нанять всего на несколько дней выходит дороже, чем платить зарплату целый месяц. Бизнесу лучше, когда он может стоять на одном месте, наладить логистику и собрать вокруг постоянных клиентов.

"Первый канал" на днях показал сюжет: предпринимателей из сегмента сотовой телефонии спросили, как они пережили снос, и те ответили, что хорошо, их предупредили за два месяца и они нашли подходящие места. Но у них существенно выше рентабельность, и сети вроде "Евросети", конечно, могут выдерживать самые высокие арендные ставки. "Первый" не стал спрашивать представителей общепита и розничной торговли — их ответы не были бы столь оптимистичными.

Сергей Собянин говорит, что ничего страшного в сносе нет, потому что в городе не занято более 3 млн кв. м торговых площадей. Ну, господа, это сложно комментировать. Сперва настроили кучу невостребованных площадей, а теперь говорят, что они пустуют. Если бы мэр сказал, что тысячи небольших востребованных площадей вблизи метро пустуют, это можно было бы воспринимать всерьёз. Просто в Москве в своё время вводили слишком много торговых площадей. Год назад, когда начался кризис, Собянин заявил, что нужно поддерживать строителей, которые сдают торговые комплексы в кризис. Собственно, их этим сносом и поддержали.

Открывать "Стардог!s" в торговых центрах нет смысла. Там нужно предлагать совершенно другой продукт. Люди приходят в торговые центры, когда у них есть время что-то заказать, посидеть, покушать, побеседовать. А "Стардог!s" — для тех, у кого не хватает времени, это такая спонтанная покупка, чтобы поесть на ходу или в машине.


Магазин "Мясная гастрономия"
Выручка одного объекта в 2015 году: нет данных
Число снесённых объектов: 1
Что снесли: магазин с мясной продукцией

Владимир Захаров, владелец магазина "Мясная гастрономия"

Наша мясная лавка стояла на "Соколе" около 20 лет и никому не мешала. Я считаю, что мы были "социальным проектом", потому что продавали мясо по очень низким ценам и к нам из-за этого постоянно ходили местные пенсионеры.

В суд ни на кого подавать не стали, потому что по документам снос был совершён законно. У нас было не капитальное строение, а нестационарный торговый объект. По договору аренды земли мы работали так 20 лет, а за год до сноса нас обманула префектура — заставила расторгнуть договор и подписать новый. Нам сказали, что теперь новые правила размещения нестационарных торговых объектов и, если мы не подпишем новый договор, старый будет расторгнут в судебном порядке. Это была неправда, но мы поверили. Как только новый договор закончился, нам сказали, что будет снос. Юристы говорят, что получить какую-либо компенсацию почти невозможно.

Планируем ли мы открывать магазин заново, но в другом месте? Сложный вопрос. Наши цены были самые низкие, наверно, во всём районе. Нас поэтому поддерживали местные жителей, они писали петиции, были против сноса. В других местах на таких ценах мы работать не сможем — магазин не будет рентабельным. Теперь ведь открываться можно только в капитальных зданиях. В проходных местах аренда стоит баснословных денег, а там, где дёшево, совсем нет людей. В общем, мы пока в подвешенном состоянии.

Сеть киосков по продаже мороженого "ИнтерАйс"
Выручка одного объекта в 2015 году: 1–5,4 млн рублей
Число снесённых объектов: 176
Что снесли: палатки c мороженым

Сергей Куранов, генеральный директор компании "ИнтерАйс", участник Коалиции киоскёров

В "Ночь длинных ковшей" у нас ничего не снесли — нас сносили в рамках другой истории. Три года назад, когда появился Собянин, было принято решение снести большую часть киосков в городе — из 20 000 осталось 7000. Нас обязали за свой счёт изготовить и установить новые объекты. Мы сделали киоски, начали работать, но спустя три года всё началось сначала — город решил, что наши новые киоски их тоже не устраивают, их нужно выкинуть и построить городские, которые предпринимателям будут сдавать в аренду.

В 2013 году мы все подписывали очень хитро составленный договор на право размещения, поэтому подавать в суд было бесполезно. Все суды принимают одинаковые решения: владелец земельного участка — город Москва, и, если он не хочет нас больше видеть, это его право.

До сноса у меня было 210 киосков с мороженым, после осталось 34. Выход у нас сейчас один — размещаться в киосках, которые принадлежат городу. Вчера в 9:35 утра начался аукцион на их аренду, и мы бьёмся за каждое место. За утро я выиграл 17 объектов — и продолжаю биться.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments