Мультиканальный ритейлер "220 Вольт" выходит за рубеж. Компания в течение пяти лет откроет в Белоруссии 25 магазинов, а в дальнейшем руководство рассматривает возможность выхода на рынки Казахстана и Армении. Несмотря на высокие риски, характерные для Белоруссии, такие как валютный контроль, чрезмерное госрегулирование и сравнительно низкий платежеспособный спрос, аналитики в целом позитивно оценили решение ритейлера заняться международной экспансией.
На данный момент у компании "220 Вольт" подписан договор с франчайзи, переговоры с которым начались примерно два месяца назад, на открытие шести магазинов в Минске.
Первый магазин будет открыт уже в начале августа, следующий — в начале сентября. К концу года планируется открыть четыре магазина в Минске, затем — в Витебске, Могилеве, Орше. В развитие магазинов франчайзи готов вложить 25 млн рублей. Площадь первого магазина составляет 120 кв. м, это традиционный стрит-ритейл. Второй будет расположен в прикассовой зоне в гипермаркете "О’Кей".
По словам генерального директора "220 Вольт" Александра Шпетного, это классические розничные магазины с выкладкой, и пока они не будут работать как пункты выдачи заказов (ПВЗ). "Стоит отметить, что наш интернет-магазин уже больше года осуществляет доставку в Белоруссию и Казахстан, но, повторюсь, пока в новых магазинах ПВЗ не будет. В дальнейшем мы планируем наладить их работу и как ПВЗ, что, впрочем, относится ко всем нашим франчайзинговым магазинам, а не только к магазинам в Белоруссии. В магазинах будут представлены различные группы товара — электроинструмент, садовая техника, пневматика, силовое оборудование, генераторы, сварочное оборудование, ручной инструмент, оснастка и так далее", — рассказывает господин Шпетный.
Что касается логистики, то компания пока не имеет планов по аренде складских площадей в Белоруссии: товар будет доставляться либо с подмосковного логистического терминала "220 Вольт", либо непосредственно со складов крупных поставщиков на территории Белоруссии.
"Открытие магазинов в Белоруссии не было спонтанным решением — мы давно присматривались к этому рынку. Это наш ближайший сосед, дружественная страна, которая входит в Таможенный союз. При работе с Белоруссией не возникает никаких проблем с логистикой. Ну и, наконец, интернет-магазин уже давно отгружает заказы покупателям из Белоруссии, и мы видим, что спрос стабильно растет", — пояснил господин Шпетный.
В течение пяти лет планируется открыть в Белоруссии примерно 25 магазинов, и кроме этой страны компания рассматривает возможность выхода на рынки стран Таможенного союза, в первую очередь — в Армению и Казахстан. Что касается сети в России, то сейчас у компании работает 224 магазина и до конца 2015 года планируется нарастить сеть до 250 магазинов.
По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора ИА "Infoline-Аналитика", планы "220 Вольт" в целом выглядят аккуратными и достаточно консервативными. "Логика выхода на рынки стран Таможенного союза очевидна, и риски минимальны, поскольку логистика у компании выстроена эффективно, сильны продажи в онлайн-канале, а благодаря работе с франчайзи им не придется инвестировать непосредственно в открытие самих магазинов или точек выдачи товаров. Ну, и начинают они свою международную экспансию с крупных городов. Я не вижу особых проблем, с которыми они могли бы столкнуться", — констатирует господин Бурмистров.
Директор филиальной сети QB Finance Владимир Пахомов, подчеркивает, что выход на рынок Белоруссии кажется логичным в условиях ужесточения конкуренции в России. "Белорусский рынок не так развит, как российский. Он еще далек от насыщения, и использование опробованных в России технологий создаст ритейлеру конкурентные преимущества. Экспансию на белорусский рынок можно сравнить с открытием магазинов в российских регионах, причем регионах не самых богатых. Видимо, компания считает, что на российском рынке компании тяжело конкурировать с такими компаниями как "М- Видео", "Эльдорадо" и Media Markt. Емкость армянского рынка невелика по сравнению с российским, тогда как Казахстан представляется наиболее перспективным из этой тройки — из-за наличия в стране сырьевой базы и более высокого уровня жизни, чем в Армении и Белоруссии. Компания также может делать ставку на продажи в интернете как наиболее перспективный сегмент ритейла. Среди рисков, которые есть в Белоруссии, можно выделить большую зависимость от административного ресурса и от отношения между двумя странами, которые не всегда бывают безоблачными", — высказывается он.
По мнению Тимура Нигматуллина, финансового аналитика ИХ "Финам", экспансия на белорусский рынок точно не связана с более стабильными макроэкономическими показателями страны. "Напротив, как и в России, экономика Белоруссии находится в глубокой рецессии. Всемирный банк ожидает падения реального ВВП стран в текущем году на 2,7 и 3,5 процента соответственно. Тем не менее, стоит отметить более низкую насыщенность белорусского рынка современными форматами торговли даже по сравнению с РФ, которая и так на треть отстает от других развитых и развивающихся стран. Таким образом, конкуренция на белорусском рынке, в том числе в сегменте DIY & Household (строительные товары и товары для дома), гораздо ниже, чем в РФ. Впрочем, нужно учитывать и крайне высокие страновые риски, характерные для Белоруссии: валютный контроль, чрезмерное госрегулирование и сравнительно низкий платежеспособный спрос. По моим оценкам, оборот розничной торговли в сегменте DIY & Household в РФ в 2015 году снизится на 10-15 процентов и составит около 850 млрд рублей. Основными причинами будут сокращение платежеспособного потребительского спроса из-за падения реальных доходов населения и рост ставок по ипотеке, что закономерно снизит число сделок по покупке на первичном и вторичном рынке недвижимости", — поясняет господин Нигматуллин.