Не утомлённые солнцем торгаши успешно наживаются на температурных максимумах. В разы выросли цены на вентиляторы и кондиционеры, мороженое, прохладительные напитки и даже липовые больничные листы. Наживаться отказались лишь продавцы кислородных баллонов, правда купить их почти нереально.
Вентиляторы, которые месяц-полтора назад стоили 500 рублей, сегодня стоят уже 3 тысячи. Как засвидетельствовал «Яндекс.Маркет», цены на охлаждающие товары за последний месяц выросли в пять — семь раз, например, вентилятор Vitek VT-1908 в мае стоил 1265 рублей, а сейчас 6999 рублей. Но и возросшие суммы не снижают потребительский спрос, скупают всё, вплоть до увлажнителей и ионизаторов воздуха. Другой вариант спастись от жары — климатическое оборудование. Цены на них тоже выросли, но не в такой степени, сплит-система Panasonic CS-E12 JKDW/CU-E12 JKD в апреле стоила 24,1 тыс. рублей, а в июле 25,1 тыс. рублей. Но оно, во-первых, стоит существенно дороже, во-вторых, очередь на установку расписана до сентября.
Мороженое и прохладительные напитки — это сейчас основное, что едят и пьют москвичи. Объёмы продаж выросли в несколько раз и стоимость соответственно. Не в такой степени, как вентиляторы и кондиционеры, но на порядок. Дефицит мороженого не замечен. Как сообщают производители, работники на фабриках трудятся в три смены, чтобы обеспечить «разгорячённые» потребности. Холодный квас или минералку найти гораздо сложнее, воду из снежного королевства сметают мигом. Некоторые быстро сориентировавшиеся мелкие магазинчики ставят дополнительно 3—4 холодильника и 2—3 морозильные камеры, чтобы увеличить товарооборот на жаждущих похолоднее.
Сидеть возле своего холодильника можно на больничном. Недельное отлынивание от работы в компании «Доктор Пульс» можно купить за 3 700 рублей, а в фирме «Больничный лист» — за 2500 рублей. Как сказали в последней, стоимость поднялась на 500 рублей в связи с горячими деньками. У других подобных фирм она возросла на 1000—1500 рублей. Дешевле пойти на приём к настоящему врачу, здесь средние расценки 500—600 рублей.
Фармацевты тоже в прибыли, лекарства и марлевые повязки раскупаются со скоростью бутерброда, падающего маслом вниз. Скорые на руку спекулянты перепродают в переходах метро повязки за 50 рублей, в то время как в аптеке их можно купить за 6—10 рублей.
Граждане стали жаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на ценовой беспредел и спекуляцию на товары, которые в сложившейся критической ситуации стали социально значимыми, а именно — на вентиляторы. Туда же в середине июля обратился с просьбой проверить рынок климатических установок на предмет необоснованного завышения цен Российский институт потребительского исследования (РИПИ). Подчёркивая, что для многих граждан, особенно пожилых, наличие или отсутствие вентилятора ставит вопрос о выживании. ФАС обещала исследовать проблему значительного, а в ряде случаев многократного роста цен на кондиционеры, вентиляторы и другую технику на предмет создания искусственного дефицита на товар, а также насколько сложившаяся цена соответствует реальному спросу.
Сейчас, как рассказали «Частному корреспонденту» в ФАС, проводятся запросы подтверждения информации от продавцов и производителей. Промежуточные результаты проверки будут не раньше чем через полторы недели. Антимонопольная служба проверяет компании на возможность сговора, но, как сказал Тимофей Витальевич Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, это маловероятно, так как рынок является конкурентным, на нём присутствуют десятки компаний. Поэтому практически невозможно предъявить продавцам и производителям юридические претензии, но дело всё равно рассматривается. Результаты будут известны в конце августа, когда актуальность спадёт вместе со столбиком термометра. «Ведётся следствие», «проблема исследуется» — так зачастую начинаются и заканчиваются административные поиски виновных.
Пахнет горелым, пахнет быстрыми деньгами, пахнет барыжничеством. Деньги потом — взмокли все. И те, кто в жарких поисках прохладительных напитков, и те, кто в жарких поисках дополнительных холодильников. Одни больше тратят — другие больше зарабатывают. Всему виной жара. Вопросы морали также не вписываются в средние показатели, как и температурные коэффициенты. Помните, когда случились теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры», таксисты и бомбилы взвинтили цены в несколько раз. Тогда это было острее и жёстче, однако методы те же самые. Каждый на своём уровне «косит трынь-траву».
Всё было бы безвыходно печально, если б не одно маленькое дополнение от другого нашего корреспондента. Она искала кислород.
Изрядно напуганные смогом москвичи, не имеющие возможности удалиться на 200—300 км от столицы, дабы получить порцию кислорода, хотя бы в выходные, кинулись в аптеки в поисках кислородных баллончиков. Интернет-поисковики по столичным аптекам показывали, что по 10—15 адресам ещё можно приобрести ёмкость со спасительным газом. Но стоило набрать номер указанной аптеки, ответ был один: «Баллончики закончились, к сожалению. Мы заказали. Ждём». В последующие звонки сообщения работников аптек звучали ещё более удручающе: «Поставок не ожидаем, баллончиков нет у поставщика».
Те же неутешительные результаты давал мониторинг интернет-аптек. Судя по отзывам клиентов, счастливчики, позаботившиеся о заказах до 28—29 июля, получали свои баллончики в тот же день. Но уже с 30-го числа телефоны интернет-аптек были непрерывно заняты, а ответ на онлайн-заказ, приходящий спустя несколько дней, оказывался тоже неутешительным.
В одной компании удалось всё-таки через ICQ онлайнового консультанта выяснить, что баллончики у них есть и запас их пополняется, но ни о какой доставке речи быть не может — слишком много желающих, и у компании просто не хватает транспорта и курьеров. Так что только самовывоз. Интересно, что на вопрос, не собираются ли они поднять цены, ведь нигде в Москве больше кислородных баллончиков не найти, девушка-продавец ответила: «Нет! Зачем же наживаться?!»
Стоит отметить, что более сложный и гораздо более дорогой путь к подпитке организма кислородом, чем покупка одноразового баллончика, — приобретение домашнего или переносного генератора кислорода тоже оказался недоступным. Интернет-магазины, торгующие таким оборудованием, тоже были перегружены, на телефонные звонки не отзывались, ответы по почте приходили также с большим опозданием, и выяснялось, что в наличии у них оставались лишь самые дорогие и громоздкие аппараты по цене в районе 40—50 тыс. рублей, и опять-таки предлагался исключительно самовывоз.