ФАС будет настаивать на включении БАДов в перечень лекарственных средств, сказал вчера глава ведомства Игорь Артемьев. Сейчас оборот добавок регулируется законом «О безопасности пищевых продуктов», а большинство производителей БАДов утверждают, что их препараты лечат или служат для профилактики заболеваний, объясняет руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. «Поэтому мы считаем необходимым подвести все биологически активные добавки под регулирование закона “Об обращении лекарственных средств”, при этом в ходе регистрации производители обязательно должны доказывать эффективность своих препаратов», — говорит он.
Когда готовился закон об обороте лекарственных средств, ФАС уже предлагала включить в него БАДы, и Минздравсоцразвития было против. «Мы не меняли свою позицию: в нашем понимании БАДы относятся к пищевым добавкам», — говорит представитель министерства.
По данным DSM Group, в 2009 г. аптеки продали 226 млн упаковок БАДов на общую сумму 12,1 млрд руб. В деньгах рынок вырос на 6% по сравнению с 2008 г., сказал гендиректор компании Сергей Шуляк. На тройку лидеров — компании «Эвалар», «Диод» и «Аквион» — приходится 33% объема аптечных продаж.
Если инициатива ФАС пройдет, производители БАДов должны будут пройти регистрацию продукции как лекарственные средства (по закону она занимает до 210 дней) и проводить клинические исследования, которые должны подтвердить их эффективность и безопасность, говорит юрист Baker & McKenzie Сергей Ломакин. «Сомневаюсь, что они смогут ее пройти, поскольку от БАДов не требуется лечить», — удивляется эксперт. Да и санитарные нормы прямо обязывают производителя размещать на этикетке продукта фразу «не является лекарством», добавляет гендиректор «Диода» Владимир Тихонов.
Вопрос касается и сокращения каналов продаж — лекарства могут продаваться только в аптеках, указывает Ломакин. Только 70% БАДов продается через аптеки, подсчитала Марина Пономарева, исполнительный директор некоммерческого партнерства производителей БАДов и лечебно-профилактического питания, 20% приходится на специализированные магазины и супермаркеты, а еще 10% — на дистанционную торговлю. Например, «Диод» продает свои БАДы в отделах диетического питания гипермаркетов Metro, говорит Тихонов.
Вернее было бы внести изменения в закон о рекламе, резюмирует Ломакин. Или ужесточить требования к исполнению действующего закона о рекламе, добавляет Тихонов.
Мощное продвижение
Производители лекарств, БАДов и других медицинских товаров – крупнейшие рекламодатели в печатных СМИ. В апреле они потратили на рекламу в прессе 391 млн руб. – на 43,2% больше, чем за тот же период прошлого года (оценка аналитического центра «Видео интернешнл»).
В подготовке статьи участвовали Юлия Шмидт, Ксения Болецкая